Как проверить батарейку мультиметром

Таблица норм напряжения в зависимости от вида батареек

Выходное напряжение единичных гальванических элементов определяется электрохимическим процессами, происходящими в батарейке. Проще говоря, химическим составом источника питания. Для элементов, составленных из нескольких ячеек (например, Крона) напряжение определяется суммой напряжений всех «банок».

Что касается конечного напряжения (при котором батарейка считается отслужившей свой срок), здесь все определяется потребителем. Одни приборы перестают работать при просадке напряжения на 10%, другим вполне хватает элемента, потерявшего и 20% от своего начального выходного уровня (можно переставить источник питания из одного прибора в другой, и он еще поработает). За условный ноль можно принять половину напряжения от новой батарейки – когда этот рубеж достигнут, батарея подлежит утилизации.

Теоретически возможно питать приборы, требующие относительно низкого напряжения, и элементами, севшими и ниже 50%. Но, изучив разрядные кривые (приведены для солевых батареек, для остальных типов источников питания они подобны), можно увидеть, что сначала гальванический элемент теряет напряжение медленно, а в конце периода жизни выходной уровень падает резко. Поэтому и дальнейшее снижение выходного уровня будет происходить намного быстрее, и практического смысла в дальнейшей эксплуатации нет.

Разрядные графики солевых батареек (в зависимости от тока)

В таблицу сведены начальные и конечные уровни напряжения первичных гальванических элементов различного типа.

Тип гальванического элемента Напряжение новой батарейки, В Напряжение завершения эксплуатации, В
Солевой (цилиндрические АА, ААА и т.п 1,5 0,8
Щелочной (цилиндрические АА, ААА и т.п.) 1,5 0,8
Солевой (Крона) 9 4,5
Щелочной (Крона) 9 4,5
Литиевый цилиндрический (АА, ААА) 1,5 0,8
Литиевый дисковый (Coin, «таблетка», «компьютерная батарейка») CR2032 и другие литиевые гальванические элементы (не аккумуляторы!) с номинальным выходом 3 вольта 3 1,5

Как увеличить срок службы батарейки

Выяснив, как измерить емкость и проверить вольтаж-ампераж одноразового гальванического элемента, стоит рассмотреть способы, позволяющие увеличить эксплуатационный срок.

Для этого следует соблюдать несколько рекомендаций:

  1. Защита от холода. На морозе одноразовые батарейки и многоразовые аккумуляторы разряжаются значительно быстрее. В этом легко убедиться, если выяснить, как измерить емкость АКБ мультиметром, и провести эту процедуру после использования батареи на холоде.
  2. Своевременное отключение. Во время длительного простоя нужно отключить питание устройства. Это позволит сохранить энергоресурс элемента и предотвратить несвоевременную разрядку.
  3. Соблюдение эксплуатационных сроков. Рекомендуется покупать «свежие» батарейки, выпущенные не более чем 3–4 месяца назад. Старые экземпляры хуже держат заряд, особенно если при хранении не поддерживались оптимальные климатические условия.
  4. Применение батареек одного производителя. В большинстве электроприборов используются от 2 до 6 гальванических элементов, иногда больше. В этих случаях рекомендуется пользоваться батарейками одного бренда с одинаковыми характеристиками. Совместно они работают намного дольше и эффективнее, чем при одновременном использовании элементов разных производителей.
  5. Защита от повреждений. Несмотря на довольно прочный корпус, батарейку можно повредить. При нарушении целостности корпуса элемент не проработает долго. Его лучше сразу же поменять на новый.
  6. Защита от перегрева. Также как и низкие температуры, избыточное тепло негативно влияют на работоспособность элемента. При перегреве в корпусе батареи ускоряются химические процессы, что сопровождается выделением тепла и снижением энергоемкости. Низкокачественные гальванические элементы могут взрываться, поэтому их категорически запрещено утилизировать путем пиролиза.

Считается, что пальчиковые батарейки нельзя заряжать. На самом деле такой процесс допускается, однако его эффективность минимальна. Заряжать гальванический элемент целесообразно только в случае, если энергоемкость израсходована наполовину или меньше. Восстановлению не подлежат экземпляры с поврежденными электродами или засохшим электролитом.

Для подзарядки используется специальное устройство, внутрь которого помещают батарейки. Процесс длится 1–2 часа, при этом необходимо следить за нагревом элемента. Корпус должен быть теплым, но не горячим. Если гальванический элемент перегрелся, его необходимо извлечь из зарядного устройства.

Как замерить силу тока и напряжение

Для начала небольшой ликбез по использованию наиболее популярного и недорогого цифрового мультиметра (само собой, от дядюшки Ляо). С его помощью можно измерить величину постоянного и переменного напряжения, силу тока и сопротивление цепи. Некоторые приборы дополнительно позволяют проверить исправность радиоэлементов — диодов, транзисторов, конденсаторов. Сегодня мы его будем использовать для измерения постоянных напряжения и тока.

Цифровой мультиметр (тестер)

На фото цифрами обозначены:

  1. цифровой дисплей;
  2. секция измерения постоянного напряжения (DCV);
  3. секция измерения сопротивления;
  4. секция измерения переменного напряжения (ACV);
  5. секция измерения постоянного тока (DCA);
  6. переключатель режимов;
  7. гнездо для измерения постоянного тока на пределе 10 А;
  8. гнездо для работы во всех остальных режимах;
  9. общее гнездо.

Для того чтобы провести измерения, подключаем к соответствующим гнёздам щупы, переключателем-крутилкой устанавливаем необходимый режим и предел измерений. Всё просто.

Мнение экспертаАлексей БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.Задать вопросВажно! Всё очень просто, но требует внимательности при выборе режима и предела измерения. Стоит ошибиться, выставив, к примеру, режим измерения тока или сопротивления, и замерить напряжение, как прибор будет безвозвратно испорчен. Вроде очевидно, но практически каждый хоть раз, но ошибался

Вроде очевидно, но практически каждый хоть раз, но ошибался.

Попробуем при помощи этого прибора проверить напряжение аккумулятора автомобиля. Вставляем провода со щупами в гнёзда 9 и 8. При этом щуп, установленный в гнездо 9, будет минусовым. Устанавливаем переключатель режимов в секцию 2. Автоматически загорается дисплей. Теперь нужно выбрать диапазон измерений. Точнее, верхний предел измерения. Он должен быть не ниже измеряемого напряжения. АКБ автомобиля выдаёт примерно 12 В, поэтому нас вполне устроит предел 20. На нём мы прибор точно не перегрузим. Устанавливаем крутилку на 20 DCV.

Касаемся щупами клемм батареи и считываем показания с дисплея. При этом полярность подключения щупов можно не соблюдать. Если мы перепутали полярность подключения, перед показаниями на дисплее высветится «-». Это нормальный режим работы мультиметра.

Напряжение на клеммах этой АКБ составляет 12,44 В, щупы подключены в правильной полярности

Для проверки работы генератора был выбран предел 200 В

Как измерить силу тока мультиметром? В качестве примера произведём замер утечки тока во время стоянки автомобиля при выключенном зажигании. Поскольку мы не знаем, насколько велик будет ампераж, устанавливаем прибор в режим измерения максимального тока — 10 А. Секция, естественно, DCA (поз. 5 на первом фото). Измерительный щуп переставляем из гнезда 8 в гнездо 7. Щуп в гнезде 9 оставляем.

Выключаем зажигание, обесточиваем дополнительное нештатное электрооборудование, если оно есть (навигатор, видеорегистратор и т. п.). Сбрасываем с одной из клемм аккумулятора наконечник и в разрыв включаем мультиметр. Закрываем двери, ставим автомобиль на охрану. То есть паркуем его для длительной стоянки. Через некоторое время машина «уснёт», и можно считать показания тока утечки с дисплея тестера. На фото ниже ток составляет 330 мА. Это очень много. Либо мы забыли что-то отключить, либо бортовая сеть автомобиля неисправна.

Ток утечки составляет 330 мА, полярность подключения щупов обратная

Электрик в доме

Зарядка для батареек

Батарейки

Огромное количество аппаратуры питается от батареек. Когда батарейка разряжается, то мы её просто выкидываем, хотя некоторые из них вполне можно восстановить с помощью зарядки для батареек. Рассмотрим бестрансформаторную схему зарядки для батареек, которая подойдёт для элементов следующих типоразмеров: 3R12(3336), D (LR20,373), C (LR14,343), АА (316), R10 (332) и для малогабаритных аккумуляторов Д-0,2, Д-0,26, Д-0,28.

Лучше всего поддаются регенерации элементы(батареи) которые разряжались большим током, например в плеере, фонарике, игрушке, магнитофоне, а хуже всего работающие при маленьких токах — например в дистанционных пультах, в часах. Как же проверить годится ли батарейка к перезарядке? Для этого можно собрать простейшую схему:

Схема проверки способности батареек к перезарядке

Схема проверки способности батареек к перезарядке

На схеме обозначено:

R1 — резистор МЛТ-0,5, 50 Ом. R2 — резистор МЛТ-0,5, 10 Ом. SB1, SB2 — кнопки, задающие режим разрядки. V — вольтметр. G1 — проверяемая батарейка.

Батарейка подлежит регенерации, если напряжение на её контактах без нагрузки (ЭДС), не больше чем на 0,2 вольта напряжения на его контактах под нагрузкой. Ток нагрузки должен быть примерно 5-10% от номинальной ёмкости батарейки, поэтому для проверки элементов АА (316), R10 (332) следует нажимать кнопку SB1 и смотреть разницу показаний вольтметра, если более 0,2 В, то батарейку можно выкидывать. Для остальных, более мощных элементов и батарей, используется кнопка SB2. Аккумуляторы не проверяют, они предназначены для многократных перезарядок.

Схема зарядки для батареек

На схеме обозначено:

  • С1 — бумажный конденсатор 0,2-0,25 мкФ, 400В.
  • С2 — бумажный конденсатор 2,0 мкФ, 400В.
  • С3, С4 — конденсатор К50-6, 50 мкФ, 25 В.
  • R1 — резистор МЛТ-0,5, 1 мОм.
  • R2 — резистор МЛТ-0,5, 200 Ом.
  • S1 — выключатель (тумблер).
  • D1, D2 — диод Д 226Б.
  • D3 — стабилитрон Д 808 (Д 814А, Д 815Б).

Работа схемы зарядки для батареек

С помощью выключателя (тумблера) S1 можно переключать схему для зарядки элементов (батарей) с разным зарядным током. Это делает схему универсальной. При разомкнутых контактах S1 в качестве гасящего конденсатора используется только конденсатор С1, в этом режиме можно заряжать батарейки АА (316), R10 (332) и малогабаритные аккумуляторы Д-0,2, Д-0,26, Д-0,28. Ток зарядки будет составлять около 20 мА.

При замкнутых контактах S1 в параллель подключается конденсатор С2 большей ёмкости и схема может заряжать батарейки 3R12(3336), D (LR20,373), C (LR14,343). В этом случае ток зарядки будет около 50 мА. В этом режиме схема способна заряжать, как батарею на 4,5 В(3336), так и элементы на 1,5 В, это возможно из-за того, что зарядный ток у них разный, поэтому при подключении элемента на 1,5 В из-за возрастания тока через него напряжение упадёт до нужного.

Резистор R1 служит для разрядки конденсаторов после выключения устройства. Диоды D1, D2 выпрямляют напряжение, выпрямленное напряжение сглаживается фильтром C3-R2-C4. Стабилитрон D3 предназначен для защиты С3, С4 от пробоя при случайном отключении нагрузки (заряжаемого элемента).

В процессе регенерации батареек периодически проверяют ЭДС элемента (батареи), как только ЭДС возрастёт до 1,7-2,1 В (5-6 В для батареи 3336) и течении ещё одного часа зарядки будет оставаться такой же, то зарядку заканчивают.

От этой схемы можно подзаряжать и аккумуляторы, созданные по типоразмеру батареек, указанных выше.

Соблюдайте осторожность при эксплуатации этой и любой другой бестрансформаторной схемы! Помните, что элементы схемы могут быть под опасным напряжением. Сначала подключайте заряжаемый элемент, а уже потом включайте схему в сеть. Ещё несколько схем зарядных устройств рассмотрены в этой статье

Ещё несколько схем зарядных устройств рассмотрены в этой статье.

Статья может быть дополнена, пишите комментарии, советы, делитесь с друзьями. Заполните форму подписки ниже, чтобы быть в курсе новых статей и обновлений. Никакого спама — гарантия.

Будет интересно почитать:

Светодиодная подсветка выключателя

Автомат включения освещения

Блок питания

Рубрики: Полезные устройства, Электронные устройства, Электросхемы Метки: зарядные устройства, электроника, электросхема

Что можно проверить

Проверка электролита в аккумуляторе

Уровень электролита в аккумуляторе играет важную роль при эксплуатации устройства. Его проверка может проводиться по-разному в зависимости от конструкции конкретной АКБ. Традиционно автомобилисты оценивают уровень электролита визуально через отверстия под крышками банок аккумулятора. Некоторые модели оснащены шкалой для определения меры заполнения батареи с указанием максимума и минимума, допустимого для безопасной работы устройства. В лучшем случае производители делают часть пластикового короба прозрачным. Для еще более точного определения уровня используются стеклянные измерительные трубки, опускаемые на дно каждой банки. Если вы решите проводить замеры таким способом, не забудьте о мерах безопасности, ведь в состав электролита входит серная кислота.

Немаловажно при оценке состояния электролита в аккумуляторе измерить его плотность. Для исследования этого показателя понадобится специальный прибор ареометр, или денсиметр

Сложная конструкция состоит из двойной стеклянной колбы, груши и пробирки, наполненной ртутью или дробью

Ареометр позволяет установить точное соотношение частей воды и серной кислоты, содержащихся в электролите

Сложная конструкция состоит из двойной стеклянной колбы, груши и пробирки, наполненной ртутью или дробью. Ареометр позволяет установить точное соотношение частей воды и серной кислоты, содержащихся в электролите.

Процедура оценки плотности проводится не менее чем через 2 часа после полной зарядки аккумулятора путем взятия проб из каждой банки. Результат измерения считается достоверным, если набрано достаточное количество электролита (до поднятия поплавка). Оптимальный показатель плотности — 1,27-1,29 г/см3. При превышении нормы электролит можно разбавить дистиллированной водой, а при занижении необходимо добавить аналогичный раствор с нормальным показателем плотности.

Как легко проверить батарейку мультиметром (тестером)

1. Включаем мультиметр, выставив его на значение «Постоянный ток – Амперы». Рекомендуемые порты и значения:

  • порт для щупа №1 – COM;
  • порт для щупа №2 – 10ADC;
  • ручка в положении DAC (или DCA) – максимальное проверочное значение ампер – 10 А (не должно быть ниже 6 Ампер).

Положение «Вольты» для определения тока не используется!

2. Подсоединяем щупы мультиметра к контактам батарейки согласно соотношения:

  • плюс к плюсу;
  • минус к минусу.

Не бойтесь перепутать полярность

В этом случае значение лишь будет с отрицательным знаком «минус» в начале, но для определения числового показателя это не важно

Важно: при выполнении замеров старайтесь не передерживать цепь в замкнутом состоянии, т.к. это может испортить даже новые элементы питания.

Замер должен производиться 0,5 — 1 секунду

Максимум 2 секунды, только чтобы вы смогли увидеть полученные значения ампеража

Замер должен производиться 0,5 — 1 секунду. Максимум 2 секунды, только чтобы вы смогли увидеть полученные значения ампеража.

3. По результатам, высветившимся на экране прибора, определяем нынешний ампераж батарейки, который может колебаться от 0 до 6 ампер (новые батарейки АА Duracell либо Energizer могут показать максимум).

Слишком долго удерживать цепь в замкнутом состоянии не рекомендуется.

Определив числовое значение ампер, электрическую цепь необходимо разомкнуть во избежание порчи элемента питания.

4. Далее делаем вывод о пригодности батарейки для дальнейшей эксплуатации.

Если для маломощного пульта хватит и 1 ампера, то для фотоаппарата понадобится уже 4-6 ампер.

Убедиться, что батарейка справится с нагрузкой, будет проще, если вставить батарейку в необходимый электроприбор.

Чем ниже показать ампеража, тем выше разряд батарейки!

Батарейки, ампераж которых не достигает 1-й единицы, лучше отложить в сторону или использовать в очень маломощных электроприборах вроде настенных часов, простого карманного радио или пульта дистанционного управления.

Для информации напоминаем также номинальные значения вольтажа/напряжения (не путать с амперажем, который мы мерили выше!), указываемого на большей части элементов питания класса АА или ААА:

  • напряжение новой одноразовой (гальванической) батарейки – 1,5 Вольт.
  • напряжение аккумуляторной батарейки – 1,2 Вольта.

Таким образом, легко проверить батарейку мультиметром (тестером) совсем не сложно даже для неподготовленного человека, ничего не смыслящего в электронике и технике.

P.S.

Подчеркнем, что мультиметром мы меряем АМПЕРЫ, а НЕ вольты.

А вот на этикетке батареек указываются именно вольты, потому значения ампеража мы не можем сопоставлять с информацией на упаковке. Это разные вещи.

Проверка аккумулятора мультиметром: что можно выяснить

Ампераж

АКБ может сама по себе разряжаться, если нет питания, это естественная процедура. Большие потери несут при этом кислотные аккумуляторы. Допустимые показатели тока утечки от 50 до 80 мА. Так охранная сигнализация потребляет 20 мА, магнитола – 3, впрыскивающая система – 5 и т.д. Если ток расходуется в норме, то батарея проработает не один год. Утечка может также возникнуть из-за неисправности, если:

  • есть влажные участки электрической цепи;
  • присутствуют отрезки с истонченной изоляцией.

При этих ситуациях может совсем разрядиться аккумулятор, и произойти возгорание в местах слабой электропроводки. Проверяя АКБ на утечку мультиметром в режиме изменения силы тока (ампер), смотрите, чтобы показатель не превышал цифру 80, так как аккумулятор быстро сядет.

Чтобы подготовить автомобиль к тестированию, отключите: освещение, все приборы, магнитолу и пр.

 Измерение утечки тока

Пошаговая схема подсоединения измерительного устройства:

  1. Первым делом измерительное устройство ставится в положение – на 10 ампер.
  2. Разъём красного цвета – в гнездо «10 ADC».
  3. Убираем клемму с источника питания и подключаем к нему красный провод амперметра.
  4. Черный провод тестирующего устройства помещаем на отсоединённую клемму.

После всех манипуляций на экране прибора должны отсутствовать все показатели. Если вдруг появятся какие-то цифры, то ток утечки – значительный, нужно диагностировать бортовую систему транспортного средства.

Другие

При помощи универсального измерительного устройства проверяется напряжение аккумуляторных батарей мобильных телефонов, для этого измерительный прибор устанавливается в положение 20 В для постоянного тока, точность этих показаний – до 0.01 В.

Аккумуляторная батарея шуруповёрта и других электроинструментов тоже проверяется мультиметром, цифровые значения номинального напряжения всегда есть в паспортах. Если результаты при тестировании меньше нормы, батарею следует подзарядить.

Для проверки внутреннего сопротивления АКБ подключают электролампу на 12 В, через несколько секунд измеряется напряжение на клеммах. Затем осветительный прибор отключают и опять смотрят значение измеряемой величины. При разнице показателей не более 0.05 В – источник питания в норме.

Какие параметры можно проверить

При помощи данного измерителя электрических характеристик можно узнать емкость аккумулятора, напряжение (разность потенциалов) между его полюсами, внутреннее сопротивление, ток утечки.

Как измерить напряжение

Измерение значения данной характеристики на перезаряжаемом источнике питания при помощи мультиметра производится следующим образом:

  1. Измеритель переключается на диапазон замеров постоянного напряжения до 20 В;
  2. Наконечники щупов прикладываются к одноименным полюсам (выводам) питания;
  3. Спустя несколько секунд, текущее значение напряжения акб высвечивается на дисплее.

На заметку. Если на дисплее рядом с цифрами высвечивается знак « – » то это означает, что при подключении зажимов или наконечников щупов произошла «переполюсовка»: щупы приложены не к одноименным, а к разноименным полюсам (минусовой черный щуп приложен к плюсовому полюсу, красный плюсовой – к минусовому. Особой опасности данная ситуация не несет, но для нормальной работы измерителя ее лучше избегать и следить за соблюдением полярности подключения щупов.

Измерение разности потенциалов при помощи многофункционального измерителя

Как измерить ёмкость

Узнать емкость батареи можно следующим образом:

  • Батарею полностью заряжают, после чего подключают к ней нагрузку с заранее известным током потребления, например, лампу накаливания;
  • Засекают время, в течение которого нагрузка будет нормально работать;
  • Одновременно с этим к полюсам подключают щупы (зажимы) мультиметра, переключая его в режим измерения постоянного напряжения в диапазоне до 20 В. Данная операция необходима для того, чтобы следить за уровнем падения разности потенциалов, отключая нагрузку в тот момент, когда питание будет иметь минимально допустимое значение данной характеристики.
  • Фактическое значение характеристики находят, делая простой расчет: умножая ток, потребляемый нагрузкой, на время ее нормальной работы от полностью заряженной батареи. Полученный результат выражается в Амперчасах (А*час, Ah).

Помимо мультиметра, измеряется емкость перезаряжаемых элементов с помощью такого приспособления, как тестер.

Как проверить внутреннее сопротивление

Для проверки внутреннего сопротивления батареи производят следующие манипуляции:

  • К батарее подключают нагрузку: лампочку, моторчик или какой-либо инструмент;
  • Дают нагрузке поработать 5-10 секунд;
  • Замеряют напряжение питания (U1);
  • Отключают нагрузку;
  • Повторно замеряют напряжение на полюсах батареи (U2);
  • Находят разницу между двумя значениями U1 и U2, после чего делят ее на номинальную заявленную производителем питания разность потенциалов, затем переводят полученный результат в проценты. Если в процентном выражении полученное на основании расчетов значение меньше 0,4%, значит, внутреннее сопротивление нормальное.

Элементы с превышающим данное значение показателем считаются непригодными и даже опасными для дальнейшего использования.

Как проверить ток утечки

Ток утечки – опасное, нежелательное явление для любого перезаряжаемого питания. Проверка его наличия на автомобильном источнике питания производится следующим образом:

  • Выключают зажигание;
  • Отключают все работающие при выключенном зажигании потребители: магнитолу, охранную систему;
  • Отсоединяют минусовую клемму источника питания;
  • Переводят мультиметр в режим измерения постоянного тока силой до 10А;
  • При помощи зажимов крокодильчиков подключают плюсовой щуп мультиметра к одноимённому полюсу;
  • Минусовый щуп подключают к снятой с полюса батареи минусовой клемме;
  • Признаком наличия тока утечки будет изменяющееся число на дисплее измерителя: чем больше отображаемое на нем значение, тем выше ток утечки и самопроизвольный разряд элемента в нерабочем режиме.

Определение тока утечки на автомобильной акб

В батареях, в которых тока утечки нет, на экране измерителя будут три нуля, разделенные одной точкой.

Как проверить заряд аккумулятора мультиметром и не повредить хрупкую электронную «начинку» устройства? Для того чтобы при проверке различных характеристик акб при помощи мультиметра не повредить его внутреннюю начинку, необходимо устанавливать правильный диапазон измерений. Так, например, при замере разности потенциалов между полюсами у 12-ти вольтовой акб прибор устанавливают в диапазон измерения постоянного напряжения до 20 В.

На заметку. Измерения значений различных характеристик с использованием многофункционального измерителя производятся, начиная с самого высокого диапазона. Это необходимо для того, чтобы не сжечь внутреннюю начинку измерителя и не получить электротравму.

Как зарядить батарейку таблетку в домашних условиях?

Чаще всего народ пытается зарядить часовую батарею на 1.5 вольт. Если это аккумуляторный тип, то ее можно подзаряжать многократно с помощью специального ЗУ. Но в большинстве случае это не так и на полках потребителей пылятся обычные щелочные или литиевые элементы питания.

В домашних условиях такую проблему весьма просто решить, имея кипяченую воду или простой ковер. Так же если вы немного разбираетесь в электронных схемах тогда без проблем сможете спаять простое зарядное устройство.

Перечислим основные способы без зарядки и с ней:

  1. Трение об ковер. Разогревает элемент и дает немного энергии.
  2. Держание в горячей воде. Так же нагревает батарею и повышает уровень заряда.
  3. Подпитка с помощью самодельного зарядного устройства. Наполняет источник тока энергией, но данную процедуру можно повторить лишь до 3-5 раз. После чего гальванический элемент придет в негодность.

Способ создать ЗУ и зарядить таблетку в домашних условиях

Для того чтобы это сделать потребуется сварить простенькую схемку указанную ниже.

Все подробности рассказаны в видео.

Таким образом плоская батарейка таблетка может быть реанимирована, но лишь на небольшой срок.

Проверка аккумулятора мультиметром: что можно выяснить

В первую очередь следует четко разделить аккумуляторы – устройства с возможностью подзарядки – и батареи (батарейки), который считаются «одноразовыми». Оба варианта работают с постоянным током, поэтому при замерах следует переводить положение регулятора прибора в диапазон работы с постоянным током. Он маркируется, в зависимости от модели, DCV или V-.

Как измерить заряд батарейки

Если возникла необходимость проверки новой или бывшей в употреблении батарейки, можно использовать такие варианты выяснения уровня заряда:

  • без нагрузки;
  • под нагрузкой;
  • с помощью замера силы тока.

Как проверить батарейку мультиметром? Для этого необходимо:

  1. перевести регулятор в нужное для замера постоянного тока положение;
  2. выбрать предел измерения, больше предполагаемого на 5…10% (минимум). Так, для пальчиковой батарейки это составит 20 В;
  3. установить контакт щупов с полюсами (выходами) батарейки и снять показания.

Важно: щупы прикладываются к одноименным контактам – плюс к плюсу, минус к минусу. Если прибор имеет автоматическое определение полярности, данный пункт не важен. На экране высветится правильное значение с отрицательным знаком.

На экране высветится правильное значение с отрицательным знаком.

Считается допустимой эксплуатации батарейки, заряд которой составляет не меньше 80% от номинального. При этом падение заряда на 10% — повод использовать батарейку в малотребовательных приборах, с низким потреблением энергии. Падение заряда на 20% и более – повод для ее утилизации.

Под нагрузкой батарейки проверяются обычно с помощью обычной лампочки или светового диода. Нагрузку подключают к устройству параллельно, после чего замыкают контакты щупами и выжидают 30…40 секунд. После этого снимают показатель и сортируют батарейки по степени пригодности.

С помощью измерения силы тока проверяют новые изделия. Для этого регулятор мультиметра устанавливают в положение проверки тока (маркировка A-) на максимум. Замыкая щупы на контактах батарейки, выдерживают 1…2 секунды после прекращения роста показателя и убирают щупы. После этого оценивается сила тока. В норме оно должно составлять 4…6 А для новой батарейки, при токе 3…3,9 А лучше использовать ее в менее энергоемких приборах. При показателе меньше 3 А допустима установка элемента в устройства дистанционного управления (пульты) и другие маломощные приборы.

Более детально процесс проверки батарейки показан на видео.

Как проверить аккумулятор мультиметром

Если речь идет не об автомобильном аккумуляторе, а об обычном устройстве с возможностью подзарядки для использования в бытовых приборах, то принцип проверки тот же, что и для одноразовых батареек. При этом следует учитывать, что есть и определенные нюансы:

  • проверить заряд аккумулятора мультиметром следует под нагрузкой, в качестве ее можно использовать нагрузочный резистор или лампочку;
  • для проверки следует использовать силу тока, а не напряжение. Для работоспособного элемента с напряжением 1,2 В ток составляет 0,5…17 А. Положение регулятора устанавливают на максимум, как и для батареек, но замыкание контактов выполняется на 1…2 секунды. Удержание контактов на более длительный срок плохо влияет на работу аккумулятора.

Важно помнить: в отличие от батареек, номинальное напряжение «пальчиковых» аккумуляторов составляет 1,2 В, а не 1,5 В.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зинг-Электро
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: