Замена ламп и тюнинг задних фонарей ваз 2114

Особенности тюнинга оптики автомобиля ВАЗ 2114

При рассмотрении оптики ВАЗ 2114 следует отметить нижеприведенные моменты:

  • Новая оптика оснащена специальными линзами, которые необходимы для фокусирования света. Именно при помощи установленной линзы происходит перенаправление света на дальнее расстояние.
  • В нижней стороне и сбоку находится полоска дневных ходовых огней.
  • При необходимости можно провести установку ксеноновых и противотуманных фар.
  • При проведении тюнинга для начала следует выполнить демонтаж заводских фар. Демонтажные работы можно провести при использовании отвертки, ключей и тестера.
  • При демонтаже для полного доступа к оптике следует выполнить снятие стеклоомывателя, цилиндра гидрокорректора.
  • Клеммы, которые питают фары, отбрасываются.
  • От оптики также следует откинуть колодку с проводами. После этого этапа можно провести демонтаж корпуса оптики при помощи крестообразной отвертки.
  • Фары снимаются путем их выдавливания.
  • Следующим шагом становится демонтаж защитного стекла.

Подобным образом можно провести демонтаж оптики. После сборки, установки новой оптики самостоятельно можно провести настройку угла падения от передней оптики. Для этого проводится установка корректора, который выполнен в виде цилиндра и трубок. Фары на ВАЗ 2114 тюнинг могут быть установлены в течение нескольких часов, что можно назвать достоинством автомобиля. В некоторых иномарках на демонтажные работы уходит несколько часов по причине того, что нужно снять довольно много различных деталей.

Колея передних колес, мм

Колея задних колес, мм

Еще одним способом видоизменения оптики можно назвать нанесение тонировки на поверхность защитного стекла.

Сделать подобную работу не сложно, для этого достаточно приобрести необходимую пленку и выполнить ряд несложных действий:

  • Для начала проводим подборку цвета пленки или лака.
  • Перед проведением работы следует тщательно просушить фары. Если предусматривается нанесение лака, то следует демонтировать оптику. Места, на которые не должен попасть лак, следует заклеить молярным скотчем.
  • Для того чтобы молярный скотч и лак хорошо легли на поверхность, следует ее обезжирить.
  • При нанесении лака следует держать болон на расстоянии 30 сантиметров. В противном случае вещество распылиться на поверхности неравномерно.
  • После того как лак высох, следует провести полировку поверхности.
  • При использовании пленки для начала следует вырезать ее по размеру оптики, для чего используется нож.
  • Пленка наносится путем смачивания поверхности мыльным раствором, с пленки удаляется подложка, поверхность оклеивается.
  • При использовании пленки с поверхности следует выгонять воздух при помощи резинового шпателя. Если на поверхности останутся пузырьки, то это будет ухудшать распространение света.

Нанести тонировку на фары на ВАЗ 2114 тюнинг можно достаточно быстро. Главное проводить работу в определенных условиях: влажность, температура, наличие примесей в воздухе.

Приборные лампочки ваз 2114, 2113, 2115

Лампочка освещения нижнего вещевого ящика панели

Обозначение (артикул) лампочки света вещевого ящика:

  • По классификации евразийской экономической комиссии (ЕЭК) – C5W
  • По ГОСТ – АС12-5-1.

Размеры лампочки АС12-5-1 (C5W):

  • Длина – 35 мм;
  • Диаметр – 11 мм.
  • Диаметр цоколя – 8,5 мм.

Технические характеристики лампочки подсветки вещевого ящика ваз 2114, 2113, 2115:

  • Мощность – 5 Вт;
  • Цоколь – металл 2 шт;
  • Лампа – накаливания;
  • Колба – прозрачное стекло;

Место установки лампочки АС12-5-1 (C5W) подсветки вещевого ящика ваз 2114, 2113, 2115:

Лампа подсветки пепельницы на приборной панели

Обозначение (артикул) лампочки подсветки пепельницы на приборной панели ваз 2114, 2113, 2115:

  • По классификации евразийской экономической комиссии (ЕЭК) – W2x4,6d
  • По ГОСТ – АС12-1,2.

Размеры лампочки АС12-1,2 (W2x4,6d) подсветки пепельницы:

  • Длина – 20 мм;
  • Диаметр – 5 мм.
  • Диаметр цоколя – 4,6 мм.

Технические характеристики лампочки подсветки пепельницы ваз 2114, 2113, 2115:

  • Мощность – 1,2 Вт;
  • Цоколь – стекло;
  • Лампа – накаливания;
  • Колба – прозрачное стекло;

Место установки лампочки АС12-1,2 (W2x4,6d) подсветки пепельницы ваз 2114, 2113, 2115:

Лампочки подсветки символов клавишных выключателей и их сигнализаторов

Обозначение (артикул) лампочки подсветки клавишных выключателей на приборной панели ваз 2114, 2113, 2115:

По ГОСТ – АСМН12-0.55.

Размеры лампочки АСМН12-0.55 подсветки клавишных выключателей на приборной панели:

Технические характеристики лампочки подсветки клавишных выключателей ваз 2114, 2113, 2115:

  • Мощность – 0,55 Вт;
  • Цоколь – проволочные усики;
  • Лампа – накаливания;
  • Колба – прозрачное стекло;

Место установки лампочки АСМН12-0.55 подсветки клавишных выключателей ваз 2114, 2113, 2115:

Лампочки комбинации приборов

Обозначение (артикул) лампочки подсветки комбинации приборов ваз 2114, 2113, 2115:

  • По ГОСТ – А12-1,2.
  • По классификации евразийской экономической комиссии (ЕЭК) – W2x4,6d

Размеры лампочки А12-1,2 (W2x4,6d) подсветки комбинации приборов:

  • Длина – 20 мм;
  • Диаметр – 5 мм.
  • Диаметр цоколя – 4,6 мм.

Технические характеристики лампочки А12-1,2 (W2x4,6d) подсветки комбинации приборов ваз 2114, 2113, 2115:

  • Мощность – 1,2 Вт;
  • Цоколь – стекло;
  • Лампа – накаливания;
  • Колба – прозрачное стекло;

Место установки лампочки А12-1,2 (W2x4,6d) подсветки комбинации приборов ваз 2114, 2113, 2115:

№ позиции на рисунке комбинации приборов Расшифровка позиции
1 сигнальная лампочка неисправности двигателя
2 сигнальная лампа аварийки
3 лампочки освещения комбинации приборов
4 сигнальная лампа включения дальнего света фар
5 сигнальная лампочка низкого уровня тормозной жидкости
6 лампа включения наружного света ВАЗ 2114, 2113, 2115
7 сигнальная лампочка низкого уровня бензина
8 лампочка включения правого поворота
9 сигнальная лампочка включения левого поворота
10 сигнальная лампа подушки безопасности
11 сигнальная лампочка низкого давления масла в двигателе
12 лампочка включения стояночного тормоза
13 сигнальная лампочка потери зарядки аккумулятора ВАЗ 2114, 2113, 2115

Лампа подсветки прикуривателя

Обозначение (артикул) лампочки подсветки прикуривателя ваз 2114, 2113, 2115:

  • По ГОСТ – А12-4-1.
  • По классификации евразийской экономической комиссии (ЕЭК) – T4W

Размеры лампочки А12-4-1 (T4W) подсветки прикуривателя ВАЗ 2114, 2113, 2115:

  • Длина – 26 мм;
  • Диаметр – 9,2 мм.
  • Диаметр цоколя – 9,1 мм.

Технические характеристики лампочки А12-4-1 (T4W) подсветки прикуривателя ваз 2114, 2113, 2115:

  • Мощность – 4 Вт;
  • Цоколь – метал;
  • Лампа – накаливания;
  • Колба – прозрачное стекло;

Место установки лампочки А12-4-1 (T4W) подсветки прикуривателя ваз 2114, 2113, 2115:

Ремонт заднего фонаря

Самая распространенная причина отказа заднего фонаря ВАЗ 2114 – выход из строя гибкой печатной платы или разъема, выполненного прямо на ней обычной металлизацией. Можно, конечно, просто купить новую печатную плату и заменить ею неисправную, но, во-первых, надолго ли?

А во-вторых, мы не ищем легких путей. Так что постараемся устранить эту неисправность своими силами, с минимальными затратами и так, чтобы на века. Начнем с разъема подключения фонаря к бортовой сети. Выглядит он примерно так:

Разъем подключения заднего фонаря к бортовой сети является частью гибкой платы и его невозможно заменить отдельно

Причин выхода из строя этого разъема много. К примеру, мы слишком часто снимали с фонаря колодку питания и просто частично стерли дорожки, которые имеют очень малую толщину напыления меди на пластике. Еще одна причина – от постоянной вибрации переломились токопроводящие дорожки рядом с разъемом. Ну и самое банальное – от перегрузки или замыкания дорожки отгорели.

Из-за отгорания токопроводящих дорожек гибкой платы не горят задние противотуманки

На фото изображен разъем фонаря другой модификации, но смысл проблемы тот же. Все эти вопросы можно решить при помощи паяльника, монтажного провода и обычного шестиконтактного (можно больше) разъема с ответной частью.

Для ремонта понадобится вот такая колодка с ответной частью 

Зачищаем контакты разъема на плате при помощи ученической стирательной резинки (не наждачной бумаги – толщина фольги очень небольшая!) – и облуживаем их.

Напаиваем на дорожки провода от колодки, не забыв их отмаркировать, место пайки заливаем герметиком или клеевым термопистолетом.

Подпаянная к плате заднего фонаря навесная колодка 

Обрезаем штатную колодку жгута питания, а на ее место припаиваем ответную часть новой. Собираем фонарь, подключаем его к бортовой сети – и проверяем. Если мы не напутали с разводкой колодок, то все заработает сразу на ура.

Что делать, если дорожки отгорели или переломились? Выйти из положения можно следующим образом. Сразу после перелома счищаем с дорожек защитный лак, лудим, подпаиваем колодку. Выглядеть это будет так:

Подпаять колодку можно в любом месте гибкой платы

Можно, конечно, этим ограничиться (до следующего раза), но если потратить немного больше времени и сил, то можно сделать более серьезный ремонт. Доработанные таким образом фонари будут служить верой и правдой многие годы. Такой ремонт избавит вас от вечной проблемы в контактах хлипких штатных патронов – это тоже весьма распространенная неисправность фонарей ВАЗ 2114.

Для реализации этой идеи, кроме шестиконтактной колодки с ответной частью (см. выше), понадобятся пять патронов от указателей поворотов ВАЗ 2106 и десяток клемм к ним.

Понадобятся 5 таких патронов и 10 клемм к ним

Снимаем с панели лампы, штатные патроны и гибкую печатную плату. Расставляем купленные патроны на нужные места панели и размечаем их центры. Особой точности тут не требуется, главное, чтобы каждая лампа светила в свое «окно». Высверливаем отверстия по диаметру цокольных частей патронов.

Отверстия под будущие патроны 

Вставляем в отверстия патроны, размечаем крепежные отверстия, высверливаем их, вворачиваем саморезы. Теперь патроны закреплены в панели намертво.

Офисы в бизнес-центрах Москвы. От 10 до 1500 метров. Без комиссии!
Акции и скидки на торговые площади! Горячие предложения осени!
Помещения для бизнеса. Спецпредложения от застройщиков!
Акции на помещения для торговли и бизнеса от собственников!

Закрепляем каждый патрон двумя саморезами 

При помощи монтажного провода с опрессованными на него клеммами (можно обжать обычными пассатижами и пропаять для верности) собираем схему, повторяющую разводку штатной гибкой печатной платы. Для верности клеммы можно заизолировать термоусадочной трубкой, но в принципе это не обязательно – панель, на которой крепятся патроны, пластмассовая. На концы проводов припаиваем нашу колодку.

Эта колодка будет соединять задний фонарь с бортовой сетью

Ответную часть колодки подпаиваем к жгуту питания фонарей, предварительно отрезав старую. Именно подпаиваем, а не соединяем скруткой. Скрутка через неделю окислится, и снова начнутся проблемы – то горит, то не горит. Спайку изолируем термоусадкой или хлопчатобумажной (черная тряпичная) изолентой. ПВХ изолента – крайне неудачный вариант. Она может со временем разворачиваться. Такая изоляция никуда не годится.

Все готово, можно подключать и проверять

Пару минут любуемся своей работой, вставляем лампы, подключаем, проверяем. Все работает как положено? Собираем фонарь, подключаем.

Фонарь на месте, все проблемы решены надолгоСветодиодный аналог P21W 

Самостоятельный ремонт электрооборудования ВАЗ 2114

Самые простые неисправности, которые могут случиться с электрооборудованием ВАЗ 2114 вполне могут быть ликвидированы своими руками. Некоторые — даже без особенного оборудования. Вот только несколько примеров наиболее часто встречающихся поломок и неисправностей.

Если аккумулятор разряжается слишком быстро, стоит проверить зарядное напряжение на его клеммах. Для этого нужно запустить двигатель и при помощи мультиметра снять показания с клемм аккумулятора. Нормальный ток зарядки АКБ составляет 12-14 вольт. Если напряжение на клеммах на холостом ходу двигателя меньше указанного, тогда аккумулятор не будет заряжаться до номинального значения. Причиной этого могут быть как уставший генератор, так и реле-регулятор. Для начала стоит проверить уровень натяжения ремня привода генератора. Если натяжение ремня недостаточное, то на высоких оборотах или в мокрую погоду, когда влага попадает на шкивы ремня привода, ремень может проскальзывать, и тогда обороты генератора будут недостаточными для обеспечения полноценной зарядки АКБ.

Конструкция и эксплуатация

С завода в ВАЗ не устанавливается ксеноновое и светодиодное оборудование. Оптика ВАЗ 2114 оснащена несколькими модулями с использованием классической галогеновой лампы для основного света.

Устройство фары ВАЗ 2114 не отличается сложностью или современными решениями. Для замены ламп оптику не требуется демонтировать, а регулировка пучка осуществляется с помощью встроенных барашков.

Передние фары

В продаже встречаются линзованные передние фары на ВАЗ 2114 под галоген и ксенон. Спортивные модификации прикрыты прозрачным стеклом с отсутствием рефлективных линий. Для формирования галки используется внутренний отражатель линзы. В такой оптике ВАЗ используется две отдельные лампы — на дальний модуль и ближний свет.

Устройство переднего фонаря, устанавливаемого заводом:

  • блок с отражателем для ближнего и дальнего луча;
  • отдельная лампа габаритных огней;
  • указатель поворота из прозрачного оранжевого пластика.

Отличительная черта — стеклянный щиток со специальными линиями, которые направляют пучок света на дорожное полотно.

При монтаже модифицированных фонарей требуется подключение дополнительного питания, блоков розжига и настройка угла положения луча. Чтобы включить дальний свет с помощью штатной клавиши в салоне ВАЗа, нужно правильно определить контакты и подать их на модуль.

К плюсам установки спортивной оптики относится увеличение светового пятна, а к минусам – дополнительные манипуляции с проводкой и низкое качество предлагаемой замены.

Задняя оптика

Если штатная передняя оптика отличается надежностью и высоким качеством, то задние фонари ВАЗ 2114 часто капризничают и не работают должным образом.

Причины неисправностей:

  • плохое качество контактов;
  • попадание воды на плату;
  • тонкий пластик.

ВАЗ 2115 также страдает подобным недугом и требует постоянного внимания к задним блокам.

Из-за низкого качества контактной группы пропадает указатель поворотов, сигнал заднего хода или габарит. При намокании платы оптика работает неправильно и может моргать стоп-сигналом вместо указателя поворота. Пластик низкого качества изгибается при нагреве, из-за образовавшихся зазоров фонарь запотевает, а лампы светят тусклее.

Схема подключения

Задние фонари на ВАЗ 2114 подключаются к бортовой сети автомобиля посредством колодок, распиновка которых приведена ниже.


Распиновка колодки заднего фонаря ВАЗ 2114 и расцветка проводов

Цифрами на фото обозначены:

  1. указатель поворота – синий (правый), сине-черный.
  2. габаритный огонь – желтый (правый), желто-черный.
  3. сигнал торможения – красный.
  4. противотуманный свет – красно-черный.
  5. указатель заднего хода – зеленый.

Оба фонаря подключаются к одному жгуту, который идет по задней части кузова от правого светового прибора к левому, затем по левому борту к монтажному блоку, расположенному в моторном отсеке сразу за лобовым стеклом напротив водителя. Полная же монтажная схема электрооборудования ВАЗ 2114 (инжектор) будет выглядеть так:


Полная схема электрооборудования ВАЗ 2114

В этой схеме нас занимают отмеченные позиции:

  • 20 — выключатель фонарей заднего хода;
  • 26 — монтажный блок предохранителей и реле;
  • 27 — выключатель сигнала торможения;
  • 29 — выключатель (замок) зажигания;
  • 33 — выключатель заднего противотуманного света;
  • 35 — комбинированный выключатель габаритного света и света фар;
  • 36 — выключатель аварийной сигнализации;
  • 58 — задний фонарь;
  • 60 — дополнительный фонарь сигнала торможения.

Электросхема ВАЗ 2114 инжектор: расшифровка контактов заднего жгута

Вот выходы оборудования, расположенного в задней части автомобиля:

  • 1 – вывод монтажного блока;
  • 2 – обогрев лобового стекла;
  • 3 – электропривод редуктора заднего дворника;
  • 4 – светодиод подсветки кормового статусного номера;
  • 5 – непосредственно к подсветке номерного знака, некоторые пользователи подключают сюда диодные полоски для лучшего освещения;
  • 6/7 – световые указатели поворота соответственно для левого и правого борта;
  • 8 – лампа индивидуального освещения полезного пространства;
  • 9 – абажур внутреннего освещения, обычно размещаемый в потолке, над сиденьями на рулевом колесе;
  • 10 – указатель положения рычага ручного тормоза;
  • 11/12 – левый и правый габаритный огонь;
  • 13 – питание дополнительного индикатора стоп-сигнала;
  • 14-17 – группа выключателей внутреннего освещения, расположенных в дверных стойках;
  • Ш9 – клеммная колодка устройства крепления предохранителей;
  • А1 – пластина заземления;
  • А2 / 7 – стандартные точки заземления.

Задние стопари на ваз 2114, замена, схема подключения

Одно из самых проблемных мест в отечественных автомобилях — это задние фонари ваз 2114. В большинстве случаев проблема заключается в некачественных, ненадежных платах задних фонарей. В результате чего, со временем пропадает или теряется контакт с лампами накаливания.

Зачастую проблема решается применением грубой силы, путем нанесения удара по корпусу или основанию фонаря. Однако такие действия не устраняют проблему полностью, происходят периодические отказы в работе указателя поворота, габаритных огней или стоп-сигналов.

Конструкция задних фонарей ваз 2114

Для того, чтобы производить ремонт, диагностику и устранять возникающие проблемы, необходимо понимать устройство, схему задних фонарей ваз 2114. Устройство задней фары состоит из трех основных элементов:

  • задней крышки;
  • платы с креплениями, соединениями для подключения лампочек;
  • внешней декоративной крышки, светового рассеивателя.

Схема подключения проводов составных элементов (ламп):

  1. указателей поворота;
  2. габаритного свечения;
  3. сигнализирования (стоп-сигналы);
  4. противотуманки;
  5. обозначения движения задним ходом.

Причины поломок

Наиболее распространенные причины выхода узла из строя:

  1. самое узкое место во всей конструкции — это эластичная плата;
  2. на втором месте, банальное перегорание или механическое повреждения лампочек;
  3. третьей причиной является проблема с предохранителем или реле;
  4. окисление контактов;
  5. обрыв проводки.

В первую очередь имеет смысл проверить те элементы, которые не требуют снятия фары целиком (например, предохранителей, реле). После чего проверяют качество соединений, наличие окислений и уровень подачи напряжения к осветителю. Последним этапом является разборка заднего фонаря, извлечение и осмотр платы.

Поломки

Если задний блок фар выходит из строя, это зачастую связано с поломкой лампочки от того или иного фонаря, либо с проблемами в предохранителях.

Более редкий тип поломки — это обрыв проводки.

Следует понимать, что каждый элемент задней оптики играет свою незаменимую роль, потому необходимо поддерживать необходимый уровень работоспособности оптики, своевременно реагировать на возникающие неисправности.

Перед длительными поездками обязательно убедитесь, что все лампы вашего авто работают исправно. В случае аварии по вине неработающих задних фар не рассчитывайте на страховку. Она не будет действовать.

Локализация неисправности

Понимание принципа работы позволяет определить, почему именно могут не гореть стоп-сигналы:

  • перегорел предохранитель. На схеме предохранители маркируются буквой F (от англ. – Fuse) и порядковым номером посадочного места в блоке предохранителей, к примеру, F3;

  • плохой контакт в местах разъемов;
  • перегорели лампочки, но поскольку фонари подключены параллельно, вероятность того, что перегорят сразу 2 лампы – крайне невелика;
  • плохой контакт на минусовом выводе фонарей. В таком случае проблемы могут начаться не только со стопами, но и с загоранием остальных ламп в фонарях;
  • повреждение минусовой дорожки в плате плафона. От общей массы непосредственно к лампе стоп-сигнала «минус» идет по специальной дорожке на плате. Дорожка может разрушиться от попадания воды либо механического воздействия;
  • неисправность концевика стоп-сигналов, так называемой лягушки;
  • обрыв проводки, окисление контактов.

Алгоритм поиска неисправности

Для обнаружения неисправности в электросети вам потребуется мультиметр либо контролька, которую можно изготовить своими руками

Ранее мы рассказывали, как пользоваться мультиметром, поэтому заострять внимание на этом не будем

Последовательность поиска причины поломки:

  • проверьте предохранитель, отвечающий за цепь стоп-сигналов. Схему расположения плавких вставок можно найти в руководстве по ремонту и эксплуатации к вашему авто; часто условное обозначение защищаемых цепей располагается на обратной стороне крышки, закрывающей монтажный блок предохранителей. Если установленный предохранитель нужного номинала сразу же перегорел, в цепи присутствует короткое замыкание (КЗ). Учтите, что предохранитель может защищать не только стопы, но и другие цепи. Установка предохранителя увеличенного номинала чревата риском возгорания автомобиля;
  • при обнаружении окислений на клеммах зачистите контакты механически либо используйте аэрозольный очиститель контактов.
  • включив предварительно зажигание и зафиксировав педаль тормоза в нажатом состоянии, проверьте, есть ли питание на плюсовом проводе, который идет от концевика к разъему задних фонарей. Если питание есть – неисправность в самих фонарях;
  • проверьте, приходит ли на концевик «плюс» от монтажного блока. Если + приходит, но при нажатии педали тормоза не появляется на втором выводе концевика, значит, проблема в «лягушке»;
  • при отсутствии + на выводе концевика исследуйте цепь до монтажного блока. Если провод цел и надежно закреплен в разъемах, значит, проблема в монтажном блоке.

Какие лампы стоят в задних фонарях ВАЗ 2114

Пятидверный хэтчбек ВАЗ-2114 (LADA Samara) является рестайлинговой моделью ВАЗ 2109, а потому задние световые приборы и лампы в них практически не отличаются друг от друга. И в той, и в другой модификации ВАЗ в задних фонарях используются всего два типа лампочек – P21W (А12-21-3) и T5W (А12-5). Первая имеет мощность 21, вторая 5 Вт.

Лампы P21W и T5W, используемые в задних фонарях ВАЗ 2114

Лампочки P21W сигнализируют указатели поворота, стоп-сигналы, сигналы заднего хода и задний противотуманный свет. T5W лампы стоят в габаритах. Расположение же этих световых приборов и их назначение увидите на фото.


Местоположение ламп в заднем фонаре ВАЗ 2114 (на фото плата левого фонаря)

Цифрами на фото отмечены:

  1. стоп-сигнал;
  2. указатель заднего хода;
  3. противотуманный свет;
  4. габаритный огонь;
  5. указатель поворота.

Неисправности и ремонт

Чтобы выполнить ремонт фары ВАЗа, ее необходимо снять.

В случае с задними фарами следует заменить стандартные патроны и фишки на качественные, а стыки проклеить герметиком. Это избавит от проблем с контактами и неправильной работой модулей.

Если не работают передние фонари ВАЗа, то нужно осмотреть:

При обнаружении проблем в проводке меняются неисправные детали. Перегоревшие световые элементы удаляются и монтируются новые. Если разбито стекло, то его не сложно переклеить на герметик или убрать дефект с помощью специального клея.

Если после всех работ плохо светят фары, то требуется замена оптики на новую. Для этого нужно определиться с производителем и приобрести комплект подходящих ламп.

READ Как подключить триммер к люстре

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зинг-Электро
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: