Самодельные варианты
Существует множество схем модернизации электроинструмента при помощи УПП. Среди всех разновидностей широкое применение получили устройства на симисторах. Симистор — полупроводниковый элемент, позволяющий плавно регулировать параметры питания. Существуют простые и сложные схемы, которые отличаются между собой вариантами исполнения, а также поддерживаемой мощностью, подключаемого электроинструмента. В конструктивном исполнении бывают внутренние, позволяющие встраиваться внутрь корпуса, и внешние, изготавливаемые в виде отдельного модуля, выполняющего роль ограничителя оборотов и пускового тока при непосредственном пуске УШМ.
Простейшая схема
УПП с регулированием оборотов на тиристоре КУ 202 получил широкое применение благодаря очень простой схеме исполнения (схема 1). Его подключение не требует особых навыков. Радиоэлементы для него достать очень просто. Состоит эта модель регулятора из диодного моста, переменного резистора (выполняет роль регулятора U) и схемы настройки тиристора (подача U на управляющий выход номиналом 6,3 вольта) отечественного производителя.
Благодаря размерам и количеству деталей регулятор этого типа можно встроить в корпус электроинструмента. Кроме того, следует вывести ручку переменного резистора и сам регулятор оборотов можно доработать, встроив кнопку перед диодным мостом.
Основной принцип работы заключается в регулировке оборотов электродвигателя инструмента благодаря ограничению мощности в ручном режиме. Эта схема позволяет использовать электроинструмент мощностью до 1,5 кВт. Для увеличения этого показателя необходимо заменить тиристор на более мощный (информацию об этом можно найти в интернете или справочнике). Кроме того, нужно учесть и тот факт, что схема управления тиристором будет отличаться от исходной. КУ 202 является отличным тиристором, но его существенный недостаток состоит в его настройке (подборка деталей для схемы управления). Для осуществления плавного пуска в автоматическом режиме применяется схема 2 (УПП на микросхеме).
Плавный пуск на микросхеме
Оптимальным вариантом для изготовления УПП является схема УПП на одном симисторе и микросхеме, которая управляет плавным открытием перехода p-n типа. Питается устройство от сети 220 В и ее несложно собрать самому. Очень простая и универсальная схема плавного пуска электродвигателя позволяет также и регулировать обороты (схема 2). Симистор возможно заменить аналогичным или с характеристиками, превышающими исходные, согласно справочнику радиоэлементов полупроводникового типа.
Схема 2. Схема плавного пуска электроинструмента
Устройство реализуется на основе микросхемы КР118ПМ1 и симисторе. Благодаря универсальности устройства его можно использовать для любого инструмента. Он не требует настройки и устанавливается в разрыв кабеля питания.
При пуске электродвигателя происходит подача U на КР118ПМ1 и плавный рост заряда конденсатора С2. Тиристор открывается постепенно с задержкой, зависящей от емкости управляющего конденсатора С2. При емкости С2 = 47 мкФ происходит задержка при запуске около 2 секунд. Она зависит прямо пропорционально от емкости конденсатора (при большей емкости время запуска увеличивается). При отключении УШМ конденсатор С2 разряжается при помощи резистора R2, сопротивление которого равно 68 к, а время разрядки составляет около 4 секунд.
Для регулирования оборотов нужно заменить R1 на резистор переменного типа. При изменении параметра переменного резистора происходит изменение мощности электромотора. R2 изменяет величину тока, протекающего через вход симистора. Симистор нуждается в охлаждении и, следовательно, в корпус модуля можно встроить вентилятор.
Таким образом, для запуска электродвигателей различного инструмента необходимо использовать УПП заводского изготовления или самодельные. УПП применяются для увеличения срока эксплуатации инструмента. При запуске двигателя происходит резкое увеличение тока потребления в 7 раз. Из-за этого возможно подгорание статорных обмоток и износ механической части. УПП позволяют значительно снизить пусковой ток. При изготовлении УПП самостоятельно нужно соблюдать правила безопасности при работе с электричеством.
Устройство плавного пуска — электротехническое устройство, используемое в асинхронных электродвигателях, которое позволяет во время запуска удерживать параметры двигателя (тока, напряжения и т.д.) в в безопасных пределах. Его применение уменьшает пусковые токи, снижает вероятность перегрева двигателя, устраняет рывки в механических приводах, что, в конечном итоге, повышает срок службы электродвигателя.
Подключение софт-стартера
Софт-стартер поддерживает протоколы связи PROFIBUS, DeviceNet, Modbus RTU, Profinet, Modbus TCP, Ethernet IP. Возможно подключение панели дистанционного управления. УПП MCD 201 используется с внешними аппаратами защиты электродвигателя.
Клеммная панель содержит следующие входы и выходы:
1,3,5. Предназначены для подключения к трехфазной сети. Перед УПП в цепь обязательно включают плавкие предохранители. Это необходимо для снижения вероятности пробоя тиристоров при коротких замыканиях и возникновении переходных процессов. Компания Данффос рекомендует применять аппараты марок Ferraz и Bussman. Опционально могут подключаться автоматический размыкатель и контроллер перегрузки.
2,4,6. К этим клеммам присоединяют обмотки статора электродвигателя.
13, 14. Входы для линейного контактора.
06, 05. Клеммы для датчика температуры обмоток электродвигателя. Для этой модели УПП требуется применять терморезисторы. Температура отключения двигателя – 2,8 кОм. При отсутствии датчика входы закорачивают перемычкой.
А1, А2, А3, N1, N2. Входы цепей управления 24 В АС/DC; 110-240 АС и В 380 – 440 АС.
Преобразователи частоты серии VAT
VAT 20
— Мощность от 0,2 до 2,2 кВт; — 1ф/3ф 200В -240В;— 3ф 380В -480В.
• Встроенный пульт и дисплей. • Класс защиты IP20 или IP65. • Встроенный ЭМС фильтр для заводских условий (класс A). • Возможность установки на DIN-рейку. • Выходная частота от 0-200 Гц. • Перегрузочная способность 150% до 60 сек. • Диапазон температур от -10 до +50°С. • Влажность от 0 до 95% без конденсации. • Защитные функции: ограничение по току и напряжению, защита разблокировки ротора. • Сообщения об ошибках: Перегрузка, Превышение напряжения Недостаточное напряжение, Просадка напряжения, Внешнее короткое замыкание, замыкание на землю и перегрев. • Запись последних трех ошибок в память. • Компактный и простой в эксплуатации частотный преобразователь. Высокая степень защиты IP 65. • Универсальный малогабаритный ПЧ для широкого применения.
VAT 200
— 1ф 200-240В; от 0,4 до 2,2 кВт; — 3ф 200-240В; от 0,4 до 7,5 кВт; — 3ф 380-480В; от 0,75 до 55 кВт.
• Диапазон регулирования частоты от 0 до 650Гц. • Компактный размер. • Встроенная съемная светодиодная клавиатура. • Бессенсорное векторное управление напряжением и частотой с возможность выбора.• Встроенный протокол связи Modbus RTU. • Возможность использования связи DeviceNet, ProfibusDP. • Встроенные ЭМС фильтры. • Встроенная модуль динамического торможения до 15 кВт. • Простой запуск и настройка с помощью персонального компьютера или клавиатуры. • Развитая система программирования и управления приводом с помощью встроенных функций ПЛК. • Самое широкое применение в диапазонах мощностей до 55 кВт. • Встроенная функция динамического торможения до 15 кВт. • Развитая система программирования. Наличие ПИД-контроллера. • Встроенный протокол связи Modbus RTU.
VAT 2000
— 1ф 200-230В; от 0,4 до 45 кВт; — 3ф 380-460В; от 0,4 до 370 кВт.
• Векторное управление в разомкнутом контуре регулирования. • Высокоэффективное сенсорное векторное управление. • V/F, улучшенное управление моментом. • Управление двигателем с постоянными магнитами. • Автонастройка. • Мягкий шум. • ПИД регулирование. • Управление несколькими насосами. • Работа по запрограммируемому циклу. • Программируемые значения скорости.. • Функция продольного перемещения. • Пропуск частоты. • Управление соотношением скоростей. • Разгон формы «S». • Возможности связи: встроенный порт RS485, Опциональный интерфейс Profibus DP.
VAT 300 от 0,4 до 475 кВт
Продолжение модели VAT 2000 с новыми дополнительными возможностями по функциям и характеристикам.
• Встроенный модуль динамического торможения в приводах до 22 кВт. • Встроенный ПЛК контроллер. • ПИД регулирование. • Управление несколькими насосами. • Возможности связи ModBus, ProfibusDP, DeviceNet, CANopen, CC-Link. • Многоязычный интерфейс. • Версия для лифтового применения — VAT300L. • Соответствует директиве RoHS. • Высокая производительность. • Экологичность — пластиковые компоненты не содержат вредных диоксинов.
Способы плавного пуска асинхронных двигателей
Кроме негативного влияния на цепи питания и окружение, стартовый импульс электродвигателя вреден и для его обмоток статора, ведь момент увеличенной силы при запуске прикладывается к обмоткам. То есть, сила рывка ротора усиленно давит на обмоточные провода, тем самым убыстряя износ их изоляции, пробой которой называют межвитковым замыканием.
Иллюстрация принципа действия асинхронного электродвигателя
Поскольку конструктивно нельзя уменьшить пусковой ток, придуманы способы, схемы и аппараты, обеспечивающие плавный пуск асинхронного двигателя. В большинстве случаев, на производствах с мощными линиями питания и в быту данная опция не является обязательной – так как колебания напряжения и пусковые вибрации не оказывают существенного влияния на производственный процесс.
Графики изменения токов при прямом запуске и при помощи устройств плавного пуска
Но существуют технологии, требующие стабильных, не превышающих норм параметров, как электроснабжения, так и динамических нагрузок. Например – это может быть точное оборудование, работающее в одной сети с чувствительными к напряжению потребителями электроэнергии. В этом случае, для соблюдения технологических норм для мягкого запуска электродвигателя применяют различные способы:
- Переключение звезда – треугольник;
- Запуск при помощи автотрансформатора;
- устройства плавного пуска асинхронного двигателя (УПП).
В приведенном ниже видео перечислены основные проблемы, возникающие при запуске электродвигателя, а также описаны достоинства и недостатки различных устройств плавного пуска асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором.
Промышленные софт стартеры для электродвигателей различной мощности
Ознакомление с принципом плавного запуска
Для того, чтобы осуществить плавный пуск асинхронного электродвигателя максимально эффективно и с минимальными затратами, приобретая готовые софт стартеры, необходимо прежде ознакомиться с принципом действия подобных устройств и схем. Понимание взаимодействия физических параметров позволит сделать оптимальный выбор УПП.
Для плавного пуска асинхронного электродвигателя необходимо уменьшить пусковой ток, что позитивно скажется как на нагрузке электросети, так и на динамических перегрузках обмоток двигателя и приводных механизмов. Достигают уменьшения пускового тока, снижая напряжение питания электродвигателя. Заниженное пусковое напряжение используется во всех трех предложенных выше способах. Например, при помощи автотрансформатора пользователь самостоятельно занижает напряжение при запуске, поворачивая ползунок.
Понижая напряжение на старте можно добиться плавного запуска електродвигателя
При использовании переключения «звезда-треугольник» меняется линейное напряжение на обмотках электродвигателя. Переключение осуществляется при помощи контакторов и реле времени, рассчитанное на время запуска электродвигателя. Подробное описание плавного пуска асинхронного электродвигателя при помощи переключения «звезда-треугольник» имеется на данном ресурсе по указанной ссылке.
Схема переключения «звезда-треугольник» с использованием контакторов и реле времени
Теория осуществления плавного запуска
Для понимания принципа плавного старта необходимо понимание закона сохранения энергии, необходимой для раскрутки вала ротора электромотора. Упрощенно можно считать энергию разгона пропорциональной мощности и времени, E = P*t, где P – мощность, равная умножению силы тока на напряжение (P = U*I). Соответственно, E = U*I *t. Поскольку для уменьшения пускового момента и снижения нагрузок на сеть необходимо уменьшить стартовый ток I, то сохраняя уровень потраченной энергии нужно увеличить время разгона.
Звигатель с фозім ротором, необходим для оборудования с тіжелім запуском
Также необходимо учитывать, что во время мягкого запуска происходит увеличенный нагрев обмоток и электронных силовых ключей пускового устройства. Для охлаждения полупроводниковых ключей необходимо использование массивных радиаторов, которые увеличивают стоимость аппарата. Поэтому уместно использование УПП для кратковременного разгона двигателя с дальнейшим шунтированием ключей прямым напряжением сети. Подобный режим (переключение байпас) делает компактней и дешевле электронное устройство плавного пуска асинхронных двигателей, но ограничивает количество запусков в определенном интервале ввиду требуемого времени для охлаждения ключей.
Структурная схема шунтирования силовых полупроводниковых ключей (байпас)
Основные параметры и характеристики УПП
Ниже в тексте будут приведены схемы аппаратов плавного запуска для изучения и собственноручного изготовления. Для тех, кто не готов осуществить плавный пуск асинхронного электродвигателя своими руками, полагаясь на готовое изделие, будет полезной информация о существующих разновидностях софт стартеров.
Пример аналогово и цифрового УПП, в модульном исполнении (устанавливается на DIN-рейку)
Одним из главных параметров при выборе УПП является мощность обслуживаемого электромотора, выраженная в киловаттах. Не менее важным является время разгона и возможность регулировки интервала запуска. Данными характеристиками обладают все существующие софт стартеры. Более совершенные УПП являются универсальными и позволяют настраивать параметры мягкого запуска в широком диапазоне значений относительно характеристик двигателя и требований технологического процесса.
Пример универсального софтстартера
В зависимости от типа софт стартера в них могут присутствовать различные опции, повышающие функциональность аппарата и позволяющие осуществлять контроль работы электродвигателя. Например, при помощи некоторых УПП возможно осуществление не только плавного запуска электромотора, но и его торможение. Более совершенные софт стартеры осуществляют защиту двигателя от перегрузок и позволяют также регулировать вращательный момент ротора при пуске, останове и работе.
Пример различий в технических характеристиках различных УПП от одного производителя
Разновидности софт стартеров
По способу подключения УПП подразделяются на три вида:
- Однофазные. Регулируют пусковое напряжение на одной фазе для уменьшения пускового момента. Обладают ограниченной функциональностью и не снижают пусковой ток. В виду удешевления полупроводниковых силовых ключей, однофазные УПП применяются редко.
Структурная схема однофазного УПП
- Двухфазные. Осуществляют регулировку пускового тока по двум фазам, что позволяет улучшить динамические характеристики запуска двигателя, но не решают проблему с несимметричной «просадкой» напряжения. Используется в основном радиолюбителями, осуществляющими плавный пуск асинхронного электродвигателя своими руками, схема устройства приведена ниже.
Структурная схема двухфазного УПП
- Трехфазные. Дают максимально возможное уменьшение пускового момента, снижая пусковой ток до минимально возможной трехкратной перегрузки. Позволяют осуществлять большой набор функций помимо плавного разгона – регулировку момента, торможение, слежение за параметрами, дистанционное управление, защиту от тепловых перегрузок, и т. д.
Структурная схема трехфазного УПП
УПП своими руками
Для самостоятельного изготовления УПП используемая схема плавного пуска асинхронного двигателя своими руками будет зависеть от возможности и навыков мастера. Самостоятельное смягчение пусковых перегрузок при помощи автотрансформатора доступно практически любому пользователю без специальных знаний, но данный способ является неудобным ввиду необходимости ручной регулировки старта электродвигателя. В продаже можно встретить недорогие устройства плавного запуска, которые придется самостоятельно подключить к электроинструменту, не обладая глубокими познаниями в радиотехнике. Пример работы до и после софт стартера, а также его подключение показано на видео ниже:
Современные софт стартеры имеют внутри сложную электронную начинку из множества электронных деталей, работающих под управлением микропроцессора. Поэтому для изготовления аналогичного УПП своими руками по имеющимся в сети интернет схемам необходимо не только мастерство радиолюбителя, но и навыки программирования микроконтроллеров.
Особенности фабричных моделей
Производители предлагают широкий ассортимент изделий в этой категории. Для упрощенного выбора устройства плавного пуска (УППА) достаточно уточнить соответствие мощности потребления определенного силового агрегата и количества фаз, которые будут изменяться.
При более тщательном изучении вопроса обращают внимание на номинал тока электронных ключей. Его выбирают в несколько раз больше, чем аналогичный рабочий параметр двигателя (берут значение для средних оборотов ротора). Запас по этой позиции определяют с учетом особенностей оборудования
В насосном оборудовании, например, вполне достаточно превышения на 250-300%. Для пилорам, где нагрузки увеличиваются очень быстро, подойдет множитель от 7 до 11
Запас по этой позиции определяют с учетом особенностей оборудования. В насосном оборудовании, например, вполне достаточно превышения на 250-300%. Для пилорам, где нагрузки увеличиваются очень быстро, подойдет множитель от 7 до 11.
К сведению. Отдельно проверяют цикл завершения и частоту операций. При повышенных нагрузках для достаточно быстрого охлаждения требуются более мощные тиристоры. Также применяют эффективные системы пассивного и активного охлаждения с радиаторами.
Простейшие электронные схемы увеличивают до расчетного уровня напряжение на выходе за определенный временной интервал. В современной схемотехнике применяют обратную связь с контролем сдвига фазы, вращающего момента, других параметров. Такие дополнения усложняют оборудование. Однако автоматизированное управление выполняет свои функции более точно с учетом реальных условий. Кроме блокировки опасных режимов, улучшаются экономические эксплуатационные параметры.
Иные важные нюансы приведены в следующем перечне:
- специальное шунтирование основного ключа регулятора упрощает поддержание оптимального температурного режима;
- цифровое управление отличается повышенной точностью;
- для выставления нужных параметров пригодится встроенное индикаторное табло;
- некоторые модели можно подключать к внешним устройствам для решения задач автоматизации контроля и регулировки.
Для корректного выбора ответственные производители приводят в описаниях расширенные сведения (пример):
- назначение – асинхронные электрические двигатели;
- рекомендуемая область применения – вентиляторы, насосное оборудование;
- количество регулируемых фаз – 3;
- параметры сети питания – 220-420 V с допустимой погрешностью 10%;
- мощность потребления электродвигателя – 40/ 76 кВт для напряжения 220/ 400 V, соответственно;
- фабричная настройка по току – 130А;
- особенности пускового режима – контроль момента с применением обратной связи и ограничением по току;
- управление – дискретное цифровое или аналоговое;
- потребляемая мощность управляемой цепи – 15 Вт;
- сигналы на цифровом выходе: тревога, отключение, остановка, пуск, работа;
- скорость передачи сигналов информационного канала – от 4800 до 19200 бит/с;
- блокировки: обрыв цепей фаз, превышение температурного порога с контролем электродвигателя (пускателя);
- охлаждение устройства – конвекционное;
- соответствие по протоколу IEC 60947-4-2 уровням электромагнитных помех;
- устойчивость к вибрациям амплитудой 1,5 мм при частоте 2-13 Гц;
- шум при работе – не более 55дБ;
- рабочий температурный диапазон – от -10°C до +40°C.
Приведенное описание демонстрирует, что, кроме основных технических данных, необходим учет реальных условий эксплуатации. Тщательная подготовка увеличивает долговечность, предотвращает лишние затраты на ремонтные работы.
Подключение типового блока для плавного пуска электроинструмента
Сравнительная характеристика
Модель/Производитель | Напряжение (В)/ Номинальный ток (А) | Расчетная мощность, кВт | Цена в руб. по состоянию на февраль 2019 г. |
---|---|---|---|
ALTISTART ATS01/ Schneider Electric | 380/ 3 | 1,1 | 4250-4800 |
SSI-55/ INSTART | 380/ 110 | 55 | 32900-34200 |
MCD100-007/ Danfoss | 600/ 15 | 7,5 | 12700-13400 |
MCD 201-015-T4-CV3/ Danfoss | 220 (380)/ 34 | 15 | 21200-22700 |
ALTISTART ATSU01/ Schneider Electric | 220/ 9 | 1,5 | 7900-8600 |
GS3-045/ ESQ | 380/ 90 | 45 | 31300-32800 |
Данные по расходам на покупку, приведенные в сводной таблице, актуализировать несложно. В данном примере они демонстрируют относительное изменение стоимости в зависимости от технических характеристик. Определенное значение в данном сравнении имеет известность бренда.
Выбор частотно-регулируемого привода
При выборе модели ЧРП необходимо обратить внимание на следующие моменты
Чем шире мощностной ряд, тем больше механизмов, которыми можно будет управлять с помощью данного ЧРП. Сохраняется тип подключения, опциональные компоненты. На выходе — большое число задач, решаемых работой одного прибора.
В России качество многих сетей на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Потому характеристика входного напряжения часто бывает величиной нестабильной. Данная проблема частично решается посредством установки дросселей на входе преобразователя. Однако, чем заявленный диапазон входного напряжения ЧРП шире, тем лучше.
— Режимы управления ЧРП.
Существуют различные способы управления ПЧ. Наиболее распространенные: программируемый логический контроллер, компьютер, встроенная панель или выносной пульт, а также напрямую через клеммы управления.
Преобразователи частоты могут работать в скалярном и векторном режимах.Скалярный режим более простой, но при этом имеет свое преимущество: возможность управления более мощными электродвигателями при сохранении тех же силовых элементов в цепи. Применяется чаще всего при работе с насосами, вентиляторами и конвейерами. Векторный режим в отличие от скалярного обеспечивает управление магнитным потоком ротора. При выборе такого управления, возможно работать с двигателем как в обычном режиме, так и в режимах с повышенной точностью задания скорости или момента на валу.
— Диапазон регулирования частоты. Нижний предел указывает на диапазон регулирования скорости электродвигателя. Верхний предел является значимой величиной при работе с двигателями высокой номинальной частоты до 800 Гц.
Это основные параметры, на которые необходимо обращать внимание при выборе ЧРП. Разумеется, здесь представлены не все характеристики ПЧ. В любом случае, если нет уверенности в правильности сделанного выбора, лучше обратиться к специалистам
Квалифицированные специалисты Корпорации Триол всегда рады Вашему звонку или письму
В любом случае, если нет уверенности в правильности сделанного выбора, лучше обратиться к специалистам. Квалифицированные специалисты Корпорации Триол всегда рады Вашему звонку или письму.
Поломка компрессора
Проблемы с компрессором начинаются после засорения фильтра, цель которого – защитить внутренние детали. Если этого не делать, пыль забивает мелкие ячейки настолько, что воздух перестает циркулировать. Возможен перегрев компрессора и обмерзание трубопровода. При выключении лед тает и капает вода. Фильтр нужно чистить срочно, пока не загрязнился испаритель. Делается это с помощью теплой воды и моющего средства, деталь сушится и вставляется обратно.
Утечки охлаждающей жидкости приводят к перегреву компрессора. Обнаружить неполадку можно при осмотре:
- виден лед на штуцерных соединениях;
- работа компрессора нарушается – он охлаждает помещение гораздо слабее обычного.
Если не включается компрессор кондиционера, причиной может быть повреждение обмотки и кабеля. Следует проверить сопротивление. Для этого нужен специальный инструмент, но лучше пригласить мастера, который сразу заменит провод.
Мягкий пуск стартерного электродвигателя постоянного тока
При исследовании пусковых характеристик стартерных электродвигателей выявлено, что при подаче напряжения на электродвигателе возникает импульс обратного тока напряжением более 2000 вольт. Изоляция обмоток электродвигателей может не выдержать и получить межвитковый пробой. Искрение коллектора при больших пусковых токах ведёт к прогоранию пластин коллектора. Избежать пробоя и аварийной ситуации при пуске электродвигателя можно, используя метод разгона оборотов во времени.
Пусковой ток в данной схеме снижен до приемлемой величины с 220 ампер до 20. Условия мягкого пуска созданы двойным уровнем тока — первый создаётся регулировочной характеристикой полевого транзистора в течении времени 0-10 мс,второй — контактами пускового реле от 10 до 60 мс. Ток во время пускового режима растёт почти линейно, что не ведёт к разрушению электрической части электродвигателя.
Схема на рисунке представляет собой гибрид из мощного полевого транзистора и пускового реле.
Полевой транзистор после нажатия кнопки «Старт» открывается подачей напряжения с аккумулятора GB1 на затвор через резистор R1. Цепь, параллельная затвору транзистора и минусу аккумулятора защищает транзистор и несколько увеличивает время включения с 0,02 до 1 мс, зависящего от номиналов резисторов R1,R2 и конденсатора C1 — подаёт с ростом напряжения питание на пусковой электродвигатель М1. Электродвигатель разгонится до номинальных оборотов, в конце этого процесса замкнутся мощные контакты К1.1 реле К1, ток через полевой транзистор прекратится, а рабочий ток электродвигателя не создаст искрения контактов, так как режим разгона выполнен.
Размыкание цепи «Старт» приведёт к размыканию цепи К1.1 и обесточиванию электродвигателя, с понижением тока по экспоненте.
В цепь затвора полевого транзистора в схеме введен стабилитрон для защиты от превышения порогового напряжения, в цепи истока транзистора, параллельно пусковому электродвигателю подключена цепь для гашения импульсного напряжения обратной полярности –диод VD2 и конденсатор С2.
Обмотка реле К1 защищена от импульсов обратной полярности двухполярным светодиодом HL1 с разрядным резистором R4, резистор R3 ограничивает ток питания цепи обмотки, снижает ее нагрев при длительном включении. Диод VD3 устраняет проникновение импульсных помех в цепи питания.
В схеме нет дефицитных радиодеталей: полевые транзисторы установлены на суммарный рабочий ток в 212 ампер. Резисторы типа МЛТ-0,25, R3 на один ватт. Диоды VD2, VD3 импульсного типа. Реле автомобильное -типа MG16566DX на ток контактов 30 ампер и напряжение 12 вольт, напряжение включения такого реле 7 вольт, отпускания 3,5 вольта. Светодиод HL1 заменим на КИПД 45Б -2 или КИПД 23 А1-К, кнопка пуска типа КМ 1-1. В конструкции использовался стартерный электродвигатель итальянского производства, исследования проводились и на других типах электродвигателей мощностью от 10 до 300 ватт..
Конструкция собрана в корпусе размерами 110 * 35 *55 и закреплена рядом со стартером, кнопка пуска установлена в удобном для включения месте и соединена многожильным изолированным проводом сечением 0,5 мм. Полевые транзисторы закреплены общим болтом к радиатору.
Светодиод можно использовать как индикатор пуска или оставить на плате.
Силовые цепи питания электродвигателя необходимо выполнить многожильным проводом сечением не менее 10 мм и как можно короче по длине, для снижения потерь напряжения.
Схема проверена на стенде с указанным двигателем на 250 ватт, для надёжности установить два полевика в параллель, закрепив с двух сторон радиатора, пусковой ток тогда может достигать 220 ампер. Ток в 130 Ампер берёт от аккумулятора стартер а/м «Жигули» ВАЗ 2107.
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот |
VT1 | MOSFET-транзистор | IRL2505L | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VD1 | Стабилитрон | КС818Е | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VD2, VD3 | Выпрямительный диод | 1N4003 | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
HL1 | Светодиод | L-57EGW | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
C1 | Конденсатор | 0.1 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
C2 | Электролитический конденсатор | 100 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R1 | Резистор | 120 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R2 | Резистор | 75 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R3 | Резистор | 1 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R4 | Резистор | 3.3 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
K1 | Реле | 711.3747-02 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
M1 | Электродвигатель | MG16566DX | 1 | 15В 250Ватт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
SB1 | Кнопка | КМ 1-1 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
GB1 | Аккумулятор | 7-60 А/Ч | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Добавить все |