Тахометр: что это такое, виды, что измеряет, принцип работы и устройство, для чего нужен. прибор определяющий количество оборотов двигателя

Автоприват

Compiling and Uploading

If using the Arduino IDE

  • Make sure you have installed MicroCore.
  • Go to Tools -> Board -> MicroCore and select ATtiny13.
  • Go to Tools and choose the following board options:
    • Clock: 1.2 MHz internal osc.
    • BOD: BOD disabled
    • Timing: Micros disabled
  • Connect your programmer to your PC and to the ATtiny.
  • Go to Tools -> Burn Bootloader to burn the fuses.
  • Open TinyTacho.ino and click Upload.

If using the precompiled hex-file

  • Connect your programmer to your PC and to the ATtiny.
  • Open a terminal.
  • Navigate to the folder with the hex-file.
  • Execute the following command (if necessary replace «usbasp» with the programmer you use):

If using the makefile (Linux/Mac)

  • Connect your programmer to your PC and to the ATtiny.
  • Open a terminal.
  • Navigate to the folder with the makefile and sketch.
  • Run to compile, burn the fuses and upload the firmware (change PROGRMR accordingly).

Принцип действия автомобильного электронного тахометра

Принцип действия электронного тахометра ТХ193 (автомобиль BA3-2103) основан на преобразовании импульсов, возникающих в первичной цепи системы зажигания при размыкании контактов прерывателя, и измерении их магнитоэлектрическим прибором.

Рис. 6. Электрическая схема тахометра ТХ193.

Тахометр (принципиальная схема на рисунке выше) состоит из блоков: блока формирования запускающих импульсов, блока формирования измерительных импульсов (мультивибратора) и измерительного прибора Р. Функции блока формирования запускающих импульсов выполняет фильтр, состоящий из трех звеньев: R1-С1; R2-С2 и СЗ-С4. Этот фильтр выделяет из выходного сигнала в форме затухающей синусоиды импульс определенных длительности и формы, который затем подается как запускающий на одностабильный мультивибратор. Он предназначен для получения импульсов тока прямоугольной формы с постоянной амплитудой и длительностью, частота которых определяется частотой входного сигнала.

В исходном устойчивом состоянии транзистор VT4 открыт под действием силы тока, протекающего через резистор R10, а конденсатор С5 заряжен. Напряжение на коллекторе этого транзистора мало, а падение напряжения на резисторе за счет силы тока эмиттера значительно. Поэтому ток в цепи коллектора транзистора VT2 отсутствует. Положительный запускающий импульс, подаваемый на базу транзистора VT2, открывает его, и конденсатор С5 разряжается по цепи эмиттер—коллектор транзистора VT2 — резистор R10. При этом транзистор VT4 переходит в закрытое состояние, и пока конденсатор С5 не разрядится, остается закрытым, так как к его базе приложен отрицательный потенциал. Транзистор VT2 в этом случае открыт под действием силы тока, протекающего по цепи R9-R8. При открытом состоянии транзистора VT2 через измерительный прибор Р проходит импульс, длительность которого определяется параметрами разрядной цепи конденсатора С5 (в основном цепи R10 C5). После разряда конденсатора С5 мультивибратор скачкообразно переходит в исходное устойчивое состояние до поступления нового запускающего импульса.

Частота импульсов, подаваемых мультивибратором на измерительный прибор, равна частоте срабатывания прерывателя, а время разряда конденсатора выбирается меньшим, чем время между последовательными размыканиями контактов прерывателя при максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Измерительный прибор, таким образом, показывает силу среднего эффективного тока Iэф, которая пропорциональна частоте импульсов одностабильного мультивибратора. Резистором R7 регулируют при настройке тахометра амплитуду импульса, подаваемого мультивибратором. Резистор R3 выполняет роль компенсатора температурной погрешности прибора. Диод VD3 служит для защиты транзистора VT2.

Измерительный прибор Р—магнитоэлектрической системы с подвижной рамкой, отклонение стрелки на угол 270° при силе тока 10 мА, сопротивление рамки прибора 160 Ом. Для стабилизации напряжения питания прибора установлен стабилитрон VD5, что исключает погрешность показаний при повышении напряжения в бортовой сети автомобиля.

Что такое тахометр и зачем он нужен в автомобиле?

Автомобильный тахометр — прибор для измерения и индикации частоты вращения коленчатого вала двигателя. Прибор постоянно отображает текущие обороты силового агрегата, что позволяет решать несколько задач:

  • Выбирать оптимальную передачу КПП и скорость движения автомобиля в различных условиях. Именно по показаниям тахометра проще всего выбирать правильный момент для переключения с низшей на высшую передачу и наоборот;
  • Выбирать оптимальный режим работы двигателя. Двигатели внутреннего сгорания развивают наибольший крутящий момент в узком интервале частот вращения коленвала, и именно по тахометру проще всего отслеживать достижение данного режима;
  • Своевременно выявлять неисправности, приводящие к неравномерной работе двигателя на холостом ходу и на всех режимах. Некоторые неисправности системы питания, зажигания и других систем приводят к тому, что обороты двигателя ?плавают?, что легко отследить по тахометру.

Несмотря на широкое внедрение электронных систем управления, выбирающих оптимальные режимы работы мотора при изменяющихся нагрузках, тахометры не теряют своей актуальности

Этот прибор имеет важное значение для правильной эксплуатации транспортных средств, поэтому сегодня он обязательно присутствует на легковых и грузовых автомобилях, тракторах и спецтехнике

Простой счетчик числа оборотов

ВЕРСТОСЧЕТ (СЧЕТЧИК ОБОРОТОВ)

В XVI в. французский придворный врач, математик и астроном Жан Фернель воспользовался механическим счетчиком собственного изобретения для того, чтобы, двигаясь на лошади, исчислить расстояние от Парижа до Амьена. Фернель установил свой счетчик на лошади, но с таким же успехом этот прибор — шагомер можно было прикрепить к ноге человека. Счетчик отмечал каждый шаг, а через определенное число шагов раздавался звон колокольчика. В то время этот «спидометр» вызвал подлинную сенсацию. Есть сведения, что подобные приборы были известны в Александрии еще полторы тысячи лет назад.

В отличие от шагомера, прибор верстосчет отмечает число оборотов колеса. Верстосчет установлен в железной коробке с двумя откидными крышками. С одной стороны прибора находится маятниковое устройство, а с другой – циферблат, показывающий число оборотов от 1 до 10000. Верстосчет крепился к заднему колесу телеги или экипажа. Надпись на крышке свидетельствует о том, что прибор сделан в «Главных механических заведениях Генерального штаба России». Этот отечественный прибор был подарен Константиновскому межевому институту. На крышке имеется номер 17.

В старину, когда не было измерительных приборов, расстояние измеряли шагами, глазомером, а также по времени. Шаг человека среднего роста при ровной и неторопливой ходьбе считался равным одному аршину (711,2 мм). Но каждый съемщик должен определить длину пары. Для большей точности, длину шага определяли, проходя несколько раз по линии, заранее измеренной мерной лентою или цепью. Определив величину шага, на карте съемки писали кроме цифр, выражающих сажени (сажень=2,1336 мм), еще и количество шагов. Из многочисленных измерений можно было установить точность измерения шагами. Для измерения расстояния шагами пользовались шагомерами – инструментами, имеющими вид карманных часов, привешиваемых к жилету или верхнему платью. Неудобство шагомеров заключалось в их частой поломке.

Несколько большей точностью отличалось определение расстояний с помощью одометров. Одометр – счетчик числа оборотов экипажных колес, который прикреплялся к втулке или спицам колеса. Циферблат одометра имел шкалу оборотов от 0,1 до 100000. Поскольку длина окружности колеса была известна, простым умножением находилось пройденное расстояние. Эти приборы также назывались «верстосчетами» (расстояние давалось в верстах). Счетный механизм одометра имел циферблат, по которому двигались две стрелки. Первая из них передвигалась на одно деление после каждого полного оборота колеса, а вторая – на одно деление по совершении первой стрелкой полного оборота по циферблату. Показание обеих стрелок и являлось определяемым расстоянием в саженях или их долях.

Хранящийся в коллекции Учебно-геодезического музея Московского государственного университета геодезии и картографии (МГУКиК) прибор середины XIX в., называемый верстосчетом, является действующим и определяет расстояние с подобающей точностью. Он относится к особо редким и уникальным инструментам.

Виды

Выделяют три группы тахометров: механические, аналоговые и цифровые. Далее – более подробно о каждом из них.

Механический тахометр

На сегодняшний день механические тахометры практически вышли из использования. Встретить такой прибор можно только в старой технике. В основе его конструкции лежит наличие металлического троса, который должен был быть присоединен к распределительному или коленчатому валу. Его функция заключалась в передаче крутящего момента на приемный механизм прибора, который был взаимосвязан со стрелкой. Во время работы стрелка отклонялась от начальной позиции на угол, зависящий от частоты оборотов механизма, что позволяло оператору определить число фактических оборотов на заданном временном промежутке.

Механические тахометры чаще всего устанавливались на двигателях с низкими оборотами, поэтому цена делений в них составляла 250 оборотов в минуту. Недостатком этой конструкции являлась невысокая точность, что напрямую было связано с особенностями конструкции агрегата — наличием тросика. Его изготавливали из витой проволоки, что нередко приводило к возникновению перекрутов и неправильной передачи данных. Уровень погрешности механических приборов достигал 500 об/мин. Со временем величина погрешности росла, так как тросик подвергался износу, а после окончательного выхода из строя процесс замены был сопряжен с рядом трудностей.

Аналоговые тахометры

На смену механическим тахометрам пришли аналоговые. Внешний вид этих механизмов практически не отличается от механических. Прибор имеет циферблат с подвижной стрелкой, которая указывает на число произведенных оборотов. Отличие от приборов с более старой конструкцией заключается в механизме связи стрелки с датчиками, расположенными на коленвале. Аналоговый прибор состоит из следующих ключевых деталей:

  • магнитной шкатулки;
  • датчика;
  • размеченной шкалы произведенных оборотов;
  • подвижной стрелки.

Датчик, который традиционно устанавливался на коленчатом вале, предназначался для считывания количества оборотов механизма. В результате работы формировался электрический сигнал, который впоследствии передавался по проводам на катушку. Под воздействием магнитного поля прибора стрелка отгонялась, указывая на нужные показатели.

Аналоговые тахометры отличались заметно меньшей степенью возможной измерительной погрешности за счет отсутствия в конструкции ненадежного тросика. Кроме того, этот тип приборов отличается более простой процедурой установки за счет того, что провода, являющиеся ключевым передающим элементом устройства, можно устанавливать под различными углами. Это позволило выводить измерительную шкалу тахометра на любое место на панели управления, даже при условии отдаленного расположения двигателя.

Цифровые тахометры

Этот вид измерительных приборов является наиболее современным. Такие тахометры отличаются наименьшей погрешностью в измерении частоты оборотов. Этот показатель не превышает 100 оборотов в минуту. Чувствительные датчики, установленные в механизме, подсчитывают число оборотов, произведенных за секунду, и оперативно передают данные на основную часть прибора в формате серии сигналов. На приборной доске шкала при этом отражает число оборотов двигателя, соответствующих переданным показателям.

Ключевыми элементами цифровых тахометров являются:

  • процессор;
  • восьмиразрядный АЦП;
  • датчик;
  • экран для выведения данных;
  • оптрон;
  • электронная плата.

Конченые результаты измерений, которые были сделаны цифровыми тахометрами, отображаются на дисплее прибора. Его внешний вид может отличаться в зависимости от модели. Существуют приборы, где сведения отображаются в виде обычных цифр, а в некоторых моделях конструкция предусматривает наличие стилизованного циферблата со стрелкой. При отключенном двигателе тахометр выглядит как темный экран.

Кроме того, тахометры могут быть классифицированы как штатные и выносные:

  • Штатные представляют собой стандартные приборы, устанавливаемые на приборные панели устройств в заводских условиях. Они имеют персональные размеры и сложно поддаются замене.
  • Выносные являются внешними дополнительными приборами, которые могут быть установлены на те механизмы, где датчики оборотов изначально предусмотрены не были.

Корректируем обороты

При работе с различными электроинструментами и оборудованием дома или на работе неизбежно возникает вопрос о том, как регулировать скорость вращения электродвигателя. Например, возникает необходимость изменить скорость станка или конвейера, отрегулировать мощность насосов, уменьшить или увеличить поток воздуха в вентиляционных системах.

Не имеет смысла выполнять вышеописанные операции, снижая напряжение, так как скорость резко упадет, и производительность устройства значительно пострадает. По этой причине используются специальные устройства, позволяющие корректировать скорость вращения двигателя. Давайте рассмотрим их подробнее.

Микроконтроллер управляет всем процессом работы инвертора

Это позволяет двигателю плавно разгоняться, что очень важно для машин с большой нагрузкой. Медленное ускорение снижает нагрузку, что положительно сказывается на сроке службы промышленных и бытовых приборов

Все инверторы оснащены различными типами защиты. Некоторые модели работают с однофазным напряжением 220 В. Возникает вопрос: можно ли заставить вращаться трехфазный двигатель, используя одну фазу? Ответ — да, при соблюдении одного условия.

Когда на обмотку подается однофазное напряжение, ротор необходимо «подтолкнуть», поскольку сам по себе он не движется. Для этого необходим пусковой конденсатор. Как только двигатель начинает вращаться, другие обмотки подают недостающее напряжение.

Основным недостатком такой схемы является очень большой дисбаланс фаз. Однако это можно легко компенсировать с помощью автотрансформатора в цепи. В целом, это довольно сложная схема. Преимуществом преобразователя частоты является возможность подключения асинхронных двигателей без использования сложных систем.

Автомобильный тахометр

Благодаря наличию тахометрического датчика в современных автомобилях обеспечивается:

  • Исключение ударного воздействия на трансмиссию во время переключения передач.
  • Продление срока службы мотора автомобиля.
  • Оптимизация расхода топлива.
  • Выбор правильного режима езды в зависимости от нагрузки.

Основной частью автомобильного тахометра является датчик, который устанавливается около коленчатого вала. Им считывается частота вращения коленчатого вала и благодаря электрическим импульсам или механическим связующим передает данные на приборную панель авто. Существует три типа автомобильных тахометров: цифровые, аналоговые и механические. Механические тахометры давно не используются. В основе их конструкции тросик, который подключается распределительному или коленчатому валу. Задача заключалась в передаче крутящего момента на приемный механизм, связанный со стрелкой. Аналоговый тахометр также практически не используется. Его основными деталями являются сам датчик, стрелка, магнитная катушка и размеченная шкала оборотов. Датчиком считывается количество оборотов вала. В результате этого формируется электрический сигнала, который передается по проводам на магнитную катушку. Катушка под воздействием магнитного поля отклоняет стрелку. Погрешность аналогового тахометра до 500 оборотов в минуту.

Цифровые тахометры работают с погрешностью до 100 оборотов в минуту. Их основными составляющими являются: электронная плата, процессор, оптрон, восьмизарядный аналого-цифровой преобразователь, экран и сам датчик. Датчиком подсчитывается число оборотов, которые в виде многочисленных сигналов передаются на основную часть устройства. Результаты измерения отображаются на дисплее.

В зависимости от способа монтажа автомобильные тахометры делятся на штатные и выносные. Штатные устанавливаются на приборную панель еще на заводе-изготовителе. Выносные представляют собой дополнительные приборы. Они устанавливаются на транспорт, в котором изначально не предусмотрены датчики оборотов.

Принцип работы электрических тахометров

Электрические тахометры используют для измерения электрические сигналы или отдельные импульсы. Электрические сигналы, пропорциональные частоте вращения коленвала, в бензиновом двигателе генерируются системой зажигания и электрическим генератором, а в бензиновом двигателе — только генератором. Также необходимый сигнал можно получать от электронного блока управления двигателем.

Наиболее просто работает тахометр, подключаемый к электрогенератору. Генератор имеет привод от коленчатого вала посредством клиноременной передачи, поэтому частота вращения ротора генератора всегда пропорциональна оборотам двигателя. А от частоты вращения ротора генератора зависит величина генерируемой на обмотке ЭДС, что и используется для подключения электромашинного тахометра. В сущности, прибор является вольтметром, который измерят напряжение на генераторе и преобразует его в показания числа оборотов коленвала. Тахометр подключается к генератору через специальный разъем, при этом требуется подстройка прибора под конкретный генератор.

Работа электронного тахометра, подключаемого к системе зажигания, чуть более сложна. В системе зажигания генерируются импульсы тока, необходимые для образования искры в свечах зажигания. При этом частота искрообразования прямо связана с частой вращения коленвала — в противном случае топливно-воздушная смесь в цилиндрах не поджигалась бы вовремя. Частота искрообразования зависит от числа цилиндров двигателя и порядка их работы. В четырехцилиндровых двигателях система зажигания генерирует две искры за один оборот коленвала — по одной искре на каждые 180°. Именно это обстоятельство и используется для работы электронных тахометров — измерительный блок измеряет частоту искрообразования, и преобразует ее в показания числа оборотов двигателя. Электронный тахометр подключается к первичной (низковольтной) цепи системы зажигания, и измеряет число импульсов за единицу времени, поэтому данный тип приборов часто называют импульсным.

На этом же принципе работают простые тахометры для мототехники и других устройств с одно- или двухцилиндровыми двухтактными ДВС, однако подключаются такие приборы к высоковольтной части системы зажигания. Подключение — с помощью провода, обвитого вокруг высоковольтного (свечного) провода. В этом случае прямо измеряется число импульсов на свече и данный параметр преобразуется в показания числа оборотов мотора.

Тахометр — устройство простое и надежное, этот прибор может безотказно работать в течение всего срока эксплуатации транспортного средства. Но в случае поломки прибор следует как можно скорее заменить — только в этом случае будет обеспечиваться работа двигателя и эксплуатация транспортного средства в оптимальном режиме.

Тахо́метр (греч. τάχος — скорость + μέτρον — мера) — измерительный прибор, предназначенный для измерения частоты вращения (количество оборотов в единицу времени) различных вращающихся деталей, таких как роторы, валы, диски и др., в различных агрегатах, машинах и механизмах.

Обычно тахометры помимо собственно датчика скорости вращения включают в себя и показывающий прибор — индикатор, таким образом они состоят из двух частей, связанных электрической или иной связью.

Наиболее часто под термином тахометр подразумевается прибор для измерения скорости вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Индикатор (указатель, вторичный прибор) обычно расположен на панели приборов автотранспортного средства, рядом со спидометром. Автомобильный тахометр был изобретен американским инженером Кёртисом Виддером в 1903 году.

Обычно тахометры градуируются в тысячах

оборотов в минуту, (об./мин; мин −1 ; англ. — revolutions per minute — RPM).

Какие бывают тахометры для бензопилы и какой купить — обзор 3 лучших с AliExpress

Тахометры могут быть проводными и беспроводными. Вторые стоят дороже первых.

Если используется проводной вид, то требуется обеспечить доступ к высоковольтному проводу свечи. Минусом таких устройств является то, что требуется демонтировать крышку и воздушный фильтр, чтобы иметь доступ к проводу. Подсоединение можно сделать:

  1. За счет зажима, находящегося на конце шнура.
  2. При помощи обмотки, которая фиксируется за счет изоляционной ленты или пластикового хомута.

Тахометры без подсоединения провода являются более удобными в использовании. Этот вид приборов позволяет сделать замеры оборотов двигателя на расстоянии 15-20 см от изоляционного колпачка.

Ниже представлен обзор лучших марок тахометров.

Самый дешевый без крокодильчика — цифровой Kebidumei

Это самый дешевый тахометр, в его комплектации даже нет крокодильчика, вместо него придется просто накручивать провод. Зато цена радует.

Самый простой тахометр, без крокодильчика

Из функционала стоит отметить следующее:

  • имеет большой ЖК-дисплей;
  • есть функция сброса до нуля часов;
  • производит считывание до 10 000 часов, а потом производит перезагрузку до нуля;
  • способен считать до 99 999 оборотов в минуту;
  • настройку времени обслуживания можно запрограммировать;
  • есть функция напоминания о необходимости замены масла;
  • тахометр этого вида может работать на всех двигателях, тип двигателя можно выбирать с помощью кнопок S1 и S2;
  • есть функция защиты от брызг.

Купить тахометр на Aliexpress

Рекомендуем посмотреть видео – обзор на данный тахометр, заказанный из Китая, автор интересно и подробно рассказывает про прибор. Рассказывает про функционал, настройку, разбирает сам прибор, чтобы показать, что внутри и в конце показывает пример работы на бензокосе (разницы с бензопилой в принципе работы нет).

Самый дешевый с крокодильчиком — Pulst Engine

Этот тахометр имеет такие же характеристики, что и предыдущий. Отличается более богатой комплектацией, а точнее — наличием крокодильчика.

Купить тахометр на Aliexpress

С более мощным функционалом — Runleader

Благодаря более мощному процессору, имеет лучший функционал, быстрее работает, но и стоит дороже. В руках он выглядит более солидно, пластик крепче, кнопки легче нажимаются. Сборка гораздо лучше предыдущего. Для частого использования будет гораздо лучше, чем первый вариант

Из особенностей стоит отметить:

  • функция отображения моточасов;
  • может использоваться только с бензиновым двигателем внутреннего сгорания;
  • для подключения необходимо провести наматывание контактного провода вокруг свечного провода. Длина провода составляет 1,5 метра;
  • прибор не работает с 4-х тактными моторами, но для бензопил такой и не нужен.

Внешний вид прибора RunleaderКупить тахометр на Aliexpress

Бесконтактный — лазерный прибор HoldPeak

Этот тахометр для бензопилы больше подойдет для любителей «беспроводных технологий». Его главное преимущество – это способность измерения оборотов без использования проводов. Очень экономит время, т.к. позволяет практически молниеносно проводить измерение оборотов двигателя.

Технологические особенности:

  • имеет большой цифровой ЖК дисплей;
  • может измерять скорость, т.к. есть функция спидометра;
  • корпус имеет специальную форму, за счет которой он удобно помещается в руке;
  • есть функция автоматического сохранения значений в памяти устройства;
  • корпус жесткий, сделан из АБС пластика.

Купить тахометр на Aliexpress

Особенности работы тахометров

Основная функция тахометра — измерение скорости вращения механических частей двигателей (передаваемой тяги). Эта функция может быть выполнена различными методами в зависимости от вращения рассматриваемого объекта. Существуют тахометры, которые измеряют обороты, создаваемые механизмом в различных направлениях:

  • Вперед,
  • Реверс,
  • Смешанный (прямой и обратный, по необходимости) — используется в приложениях, где объект может вращаться в обоих направлениях.

Для удобства использования тахометры выпускаются с обозначениями, наиболее подходящими для конкретного применения. Прибор должен отображать на экране предпочтительные единицы измерения. Наиболее распространенным показателем является «оборотов в минуту», но некоторые приборы преобразуют количество полученных импульсов в следующие форматы:

  • Единицы времени (секунды, минуты, часы),
  • единицы длины (метры).

Измерение частоты вращения

Механический самодельный тахометр из моторчика Цифровой тахометр из смартфона своими руками

Механический самодельный тахометр из моторчика

Проградуировать такой тахометр можно по-разному. Например, построить справочный график зависимости напряжения от частоты вращения якоря или сделать новую шкалу вольтметра, на которой вместо воль записывается число оборотов.


Зависимость напряжения на контактах моторчика от частоты вращения

Так как график отражает линейную зависимость, достаточно отметить две-три точки и провести через них прямую. Получение контрольных точек — это самый проблемный этап подготовки самодельного тахометра к работе. Если есть доступ к фирменным станкам, контрольные точки легко получить, зажав резиновую трубочку, надетую на вал моторчика, в патроне сверлильного или токарного станка и включая станок на различных передачах, фиксировать показания вольтметра (скорость вращения шпинделя на каждой передаче указана в паспорте станка). В противном случае для калибровки придется использовать либо дрель, либо двигатель при режиме работы для которого известна частота вращения. И даже если удалось измерить напряжение на контактах моторчика только для одной частоты вращения, вторая точка — это пересечение осей (x) и (y) (то есть числа оборотов и напряжения), правда точность измерений по зависимости основанной на двух точках будет низкой.

Для измерения частоты вращения, вал исследуемого двигателя соединяется с моторчиком небольшим отрезком резиновой трубки или с помощью различных переходников. Если вольтметр зашкаливает при измерении больших скоростей вращения, в схему вводится переключатель с дополнительными резисторами. Потребуется и перестроение графика для каждого положения переключателя.


Насадки для соединения моторчика с исследуемым объектом

Схема многодиапазонного тахометра

Возможности прибора можно значительно расширить. Если изготовить роликовый фрикционный переходник диаметром 31,8 мм, тахометр позволит измерять и линейную скорость, выраженную в метрах в минуту. Для этого количество оборотов в минуту, определенное по графику, делят на 10.

Точность измерения зависит практически только от тщательности построения графика и цены деления вольтметра. Подобный простейший и очень дешевый самодельный тахометр может найти широкое применение всюду, где нужно быстро определить частоту или скорость вращения валов, шкивов и других деталей.

Цифровой тахометр из смартфона своими руками

Если Вы являетесь обладателем iPhone, то очень советую установить лучшее приложение для измерения оборотов показанное ниже. И не останавливайтесь на стробоскопе из вспышки телефона, это всего лишь поможет понять как работает стробоскоп-тахометр. Сделав своими руками очень простые электронные схемы, Вы получите стробоскопический и лазерный тахометры не уступающие (а в некоторых ситуациях превосходящие) фирменным тахометрам. Схемы, фото и описание тахометров найдете в этом приложении. Видео с демонстрацией этого приложения смотрите ниже. Самодельный стробоскопический тахометр из iPhone своими руками Самодельный лазерный (оптический) тахометр из iPhone своими руками

Сравнительные измерения частоты вращения двигателя лазерным и стробоскопическим тахометрами

При использовании содержания данного сайта, нужно ставить активные ссылки на этот сайт, видимые пользователями и поисковыми роботами.Литература

Принцип работы магнитных тахометров

Работа магнитного тахометра основана на явлении индукции вихревых токов (токов Фуко) в немагнитном диске вращающимся постоянным полем. В обычном состоянии алюминиевый или медный диск не обладает магнитными свойствами, но если поместить его во вращающееся магнитное поле, то в нем возникают вихревые токи. Данные токи взаимодействуют с магнитным полем, поэтому немагнитный диск тоже начинает вращаться вслед за магнитом.

Для работы тахометра к диску присоединена стрелка, на валу которой закреплена возвратная пружина. Магнит связан с коленвалом или одним из валов трансмиссии посредством гибкого вала. Чем выше обороты двигателя, тем быстрее вращается магнит, и тем выше сила, отклоняющая закрепленный пружиной немагнитный диск — все это отражается и на положении стрелки.

Измерение скольжения.

Широкое распространение в практике испытания АЭМ получил способ измерения скольжения, согласно которому вблизи горца вала устанавливается обмотка с большим числом витков, концы которой включаются на гальванометр с двухсторонней шкалой. Неизбежная небольшая асимметрия воздушного зазора или КЗ клетки ротора приводит к тому, что по валу проходит магнитный поток, изменяющийся с частотой скольжения fs и индуцирующий в обмотке ЭДС этой частоты. Соответствующее число колебаний совершает стрелка гальванометра. Сосчитав число односторонних отклонений стрелки т и время t (по секундомеру), в течение которого они имели место, можно определить частоту скольжения fs = m/t. При известном навыке удается отсчитывать fs до значений 2—2,5 Гц, что соответствует скольжению s = 5% (2,5/50). Весьма целесообразно применение стального или ферритового стержня, проходящего через обмотку, конец которого приближается к торцу вала. Если напряжение измерительной обмотки подвести к электронному частотомеру, то будет обеспечено измерение скольжения, необходимое, в частности, в установках автоматического испытания. Метод этот может, однако, оказаться непригодным для асинхронных двигателей с числом полюсов более 8, особенно при повышенной частоте питания (400 Гц).
Скольжение можно подсчитать и определением числа оборотов в минуту метки, нанесенной на вал, при освещении ее от стробоскопа, синхронизированного с частотой сети.

В поездах и легкорельсовом транспорте

В рельсовых транспортных средствах широко используются датчики скорости, называемые иначе «генераторами колесных импульсов» (WIG), датчики скорости или тахометры. Распространенные типы включают оптоизолирующие дисковые датчики с прорезями и датчики на эффекте Холла .

Датчики на эффекте Холла обычно используют вращающуюся цель, прикрепленную к колесу, коробке передач или двигателю. Эта мишень может содержать магниты или может быть зубчатым колесом. Зубцы колеса изменяют плотность магнитного потока магнита внутри сенсорной головки. Зонд устанавливается так, чтобы его головка находилась на точном расстоянии от целевого колеса, и он обнаруживает зубцы или магниты, проходящие через его поверхность. Одна из проблем этой системы заключается в том, что необходимый воздушный зазор между колесом мишени и датчиком позволяет железной пыли от подрамника транспортного средства накапливаться на зонде или цели, препятствуя ее работе.

Датчики с оптоизолятором полностью закрыты для предотвращения проникновения из внешней среды. Единственные открытые детали — это герметичный разъем и приводная вилка, которая прикреплена к диску с прорезями внутри через подшипник и уплотнение. Щелевой диск , как правило , зажатый между двумя печатными платами , содержащих фото- диодом , фото- транзистор , усилителем, и фильтрующих цепями , которые производят квадрат выходной волны импульс поезда настроенных к напряжению клиентов и импульсам в соответствии с требованиями вращения. Эти типы датчиков обычно обеспечивают от 2 до 8 независимых выходных каналов, которые могут регистрироваться другими системами в транспортном средстве, такими как системы автоматического управления поездом и контроллеры движения / торможения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зинг-Электро
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: