Хороший вопрос: как создать свой «чек-лист» по освещению дома

Варианты размещения светильников

В зависимости от выбора мест расположения светильников можно добиться разнообразных визуальных эффектов. Чем ярче свет, тем более габаритным кажется помещение. Поэтому зачастую для отделки стен и потолка используют материалы с высокими светоотражающими свойствами.

Добиться многоуровневого зонирования можно за счет применения базового и местного освещения – комбинированного типа.

Ниже приведены советы по организации осветительных систем для различных помещений квартиры или частного дома.

Гостиная (зал)

В большинстве случаев для зала используют либо общий источник света в центре (люстру), либо расположенные равномерно по периметру комнаты точечные светильники. Первый вариант подходит для классического интерьера, второй – более современного.

Спальня

Подходит комбинированная система. Для общего освещения идеальным вариантом будет люстра или ряд торшеров, в то время как приглушенные точечные светильники, установленные по периметру комнаты, дополнят картину и сделают ее более целостной. Местные изделия помогут расставить определенные акценты и декорировать спальню.

Детская

Очень много времени ребенок проводит в собственной комнате, поэтому в данном случае световое оформление играет едва ли не самую главную роль

Нужно обращать внимание на оттенки, мощность, качество света и другие параметры, от которых будут зависеть настроение и психологическое самочувствие ребенка. Декоративная подсветка в квартире окажет положительное воздействие на развитие малыша

Кухня

Кухня – помещение, которое делится по зонам чаще остальных. При помощи осветительных приборов можно создать несколько функциональных участков, включая столовую, место приготовления пищи и даже уголок для отдыха.

Прихожая

В данную часть квартиры или дома обычно затруднено проникновение естественного освещения, поэтому в идеале нужно установить больше встроенных изделий. Нет никаких строгих правил и рекомендаций – все ограничивается лишь вашей фантазией.

Ванная

Если в коридор и прихожую попадает хоть немного естественного света, то в ванной он полностью отсутствует. Здесь нельзя эксплуатировать локальные светильники с высокой мощностью. Выберите хорошую подсветку, которой будет достаточно для проживающих в квартире людей, но не перебарщивайте с яркостью. Обязательно учитывайте влагозащищенность устройств.

Квартира-студия

Наряду с кухнями, квартиры-студии являются лучшим местом для функционального зонирования при помощи системы освещения. Более того, в данном случае такой подход оптимален, что связано с проблемой нехватки свободного пространства. Помимо визуального увеличения площади, этот вариант позволит добиться логической завершенности жилья. Подойдут базовые, локальные и декоративные элементы освещения, в том числе созданные своими руками.

Особенности освещения

Общий тип подсветки в помещении предназначен для равномерного распределения светового потока по всей площади комнаты. Для этого светильники необходимо размещать в непосредственной близости от потолочной поверхности.

Размещение ламп

Кроме этого такая система имеет различные виды, которые различаются по конструктивному исполнению:

Локализованная подсветка

равномерное. В данной ситуации размещение осветительных приборов ведется в верхней зоне, создавая равномерный световой поток. В результате достигается размеренная освещенность помещения. Используется при отсутствии информации о месторасположении рабочих зон внутри помещений.

Равномерный световой поток

Помимо этого существуют и другие виды общего типа освещения:

направленное. Такая система встречается чаще всего. Зачастую имеет вид светового потока, исходящего из лампы и выраженного единым световым пятном. Здесь следует использовать лампы с открытыми плафонами. Можно также использовать светодиодное освещение, которое сегодня имеет красивое исполнение в виде люстр;

Направленная система освещения

рассеянное. Для того чтобы создать рассеянный световой поток достаточно просто использовать закрытый тип плафонов. Самым оптимальным вариантом будет использование плафонов в виде шара или полусферы;

Смешанное освещение

Как видим, каждая из вышеописанных систем может использоваться в любом интерьере разных домашних помещений. Отличным решением здесь будет встраивание осветительных приборов в подвесные конструкции натяжного или гипсокартонного потолка.

Как взять свет под контроль

Имея в арсенале основную технику, вы можете начать экспериментировать с различными установками света. Устанавливайте источник света в различных позициях относительно объекта съемки и следите за тем, как та или иная позиция отражается на образе и восприятии объекта. Чтобы избежать смазывания вследствие тряски, фотографируйте на коротких выдержках, для этого вам придется установить большое значение ISO около 800-1600.

Передний свет

Установив источник света непосредственно за камерой, и направив его на объект съемки, вы получите плоский свет. Точно такой же эффект вы получите при съемке в условиях солнечного света, встав спиной к солнцу, или же используя встроенную вспышку.

Боковой свет

Сместив источник света относительно объекта в сторону, вы получите куда более интересные результаты, так как такой свет сделает более явными очертания и текстуру.

Задний свет

Установка источника за предметом съемки даст совершенно иной результат. Такой свет подсветит объект со всех сторон, тем самым создав контур. Такой тип освещения помогает создать атмосферные снимки.

Пасмурная погода

В пасмурную погоду тоже можно сделать хорошие кадры, хотя, казалось бы, солнца совсем не видно. На самом деле, когда оно скрывается за облаками, свет не концентрируется, а становится рассеянным и равномерным. Это значит, что при съемке вы не увидите четких контуров теней, светотеневой переход будет очень мягким. Такое освещение помогает подчеркнуть текстуру, мелкие детали станут хорошо различимыми

Облачная погода хорошо подходит для съемки красочных объектов, поскольку контраст не будет привлекать все внимание, основной целью станет цветовое или тоновое решение фотографии. Такой свет также применим для самых разнообразных видов съемок. Разве что природа в пасмурную погоду не предстает перед фотоаппаратом во всей своей красе

Разве что природа в пасмурную погоду не предстает перед фотоаппаратом во всей своей красе.

С естественным светом работать не так сложно, нужно лишь посмотреть прогноз погоды в нужный день и выйти на улицу в нужное время. Что касается съемок в помещении – все еще проще.

Можно выделить два способа подсветить кадр при студийной съемке:

Осветительные приборы

Здесь световым источником могут служить любые осветительные приборы: лампы, светильники, дневной свет из окон, а также специальное оборудование. Создание фотографий при искусственном освещении очень удобно, поскольку это обеспечивает регулирование светового потока: лампы можно включать и выключать, направлять в нужную сторону, использовать лампы разных цветов

Чем больше осветительных приборов, тем больше простор для фантазии, но важно помнить о их качестве, некоторые приборы дают несбалансированный поток, что плохо влияет на фото. С искусственным освещением можно создать абсолютно любые эффекты для всех типов съемок. Печально то, что такие фотографии не всегда выглядят естественно

Печально то, что такие фотографии не всегда выглядят естественно.

Вспышка

Также в качестве светового прибора можно использовать вспышку. Как правило вспышка, встроенная в фотоаппарат, создает очень резкие тени в малом количестве, а светлые участки получаются очень яркими и иногда бликуют, из-за чего объект на фотографии может потерять весь объем. Поэтому, если есть возможность фотографировать без нее, лучше так и поступить. Однако существует еще и внешняя вспышка, с ней фотографии получаются лучше, ее использование, наоборот, желательно при необходимости.

При различных условиях освещение по-разному влияет на кадр, поэтому следует знать, как лучше поступить в том или ином случае, чтобы не навредить снимку.

Принцип третий. За светом нужно наблюдать

Настоятельно рекомендуем вам ежедневно, не пропуская ни одного дня, наблюдать за светом. Даже если вы сегодня не намереваетесь ничего фотографировать, даже если вообще не взяли с собой    фотоаппарат – наблюдайте. Это вам всегда пригодится.

Наблюдайте не только за самим солнечным светом, но и за тем, как этот свет взаимодействует с другими предметами. С капельками воды, с листьями деревьев, с частичками пыли в воздухе…

Повнимательнее присмотритесь и к тому, как меняются свет и тень во время вашего перемещения из одной точки в другую.

Внимательно разглядывайте, анализируйте  и изучайте работы старых мастеров фотографии и выдающихся фотографов современности. Перенимайте у них опыт, разгадывайте их загадки. Пытайтесь понять, как, в каких условиях был сделан тот или иной понравившийся вам снимок.

Чем больше вы будете наблюдать, тем проще непосредственно во время работы вам будет понять тот или иной вид освещения и научиться использовать его в своей практике. Пример тому – вот эта фотография. Если бы автор этой работы ничего не знал о свойствах света в подобных условиях, то не добился бы желаемого эффекта, и фотография получилась бы скучной и совершенно неинтересной. Фотограф, сделавший этот поистине великолепный снимок, прекрасно знал, что свет, попадающий в полутемное помещение под таким низким углом, в сочетании с дымом позволяет получить на изображении именно такие эффектные, живописные и  красивые лучи. В данном конкретном случае свет в помещение проникает через узкий дверной проем. По словам автора снимка, дверь в помещение была до этого широко открыта, но он намеренно больше чем до половины прикрыл ее, оставив практически лишь небольшую щель. И вот вам результат.

Нормы и требования по освещению

Чтобы грамотно нормировать освещение, нужно строго следовать СанПиН и иным нормативным документам. Все требования можно условно поделить на касающиеся собственно освещенности и относящиеся к качеству света. Общие для всех отраслей требования:

  • освещенность достаточна для каждого человека;
  • работник может регулировать освещение — направлять свет в нужную сторону, менять его интенсивность;
  • кроме искусственного света обязательно присутствует естественный;
  • все светильники на потолке, стенах должны быть приглушенного цвета, лампочки не вызывают зрительного дискомфорта.

Освещение при работе за ПК

Долгая, ежедневная работа с компьютером часто вызывает снижение зрения у сотрудников. Такие проблемы можно исключить или замедлить, соблюдая нормы и рекомендации:

  • световой поток — 300 Лк;
  • яркость элементов в осветительных приборах менее 200 кд/кв.м.;
  • коэффициент естественного освещения (КЕО) — от 1,2%;
  • расположение окна сбоку от места работы;
  • наличие индивидуальных приборов освещения в комплексе с общими, если последних не достаточно;
  • расположение локальных источников света справа от экрана;
  • отсутствие бликов на мониторе;
  • равномерное распределение луча света по столу и монитору.

Коэффициенты отражения окружающих поверхностей

Отражение от поверхностей — важный показатель при организации рабочего места. Коэффициент отражения поверхности означает способность основания отражать падающий световой поток. Он равен отношению света, отраженного от поверхности, к общему падающему световому потоку. Такие коэффициенты давно рассчитаны (в зависимости от материала цифры могут варьироваться):

  • пол — 0,2-0,4;
  • стены — 0,5-0,8;
  • потолок — 0,7-0,9;
  • стол, рабочая поверхность — 0,2-0,7.

Нормы освещения на производстве

Существуют определенные рекомендации по нормированию освещения в производственных помещениях. Они сильно отличаются в зависимости от точности и сложности работ. Например, для швеи, грузчика и сборщика мелких электротехнических изделий нормы совершенно разные. На производстве организация рабочих мест подчиняется таким требованиям:

  • отсутствие статических и динамических теней на месте работы (они являются фактором травматизма);
  • отсутствие бликов, отраженного блеска, излишней яркости, которые слепят сотрудников;
  • стабильная, немигающая подсветка;
  • верная цветопередача лампочек;
  • физическая прочность приборов, их стойкость к вибрированию, износостойкость.

Нормы по освещенности для разных производственных отраслей:

Разряд по зрительной работе Характеристика работы Освещенность, Лк (в зависимости от подразрядов а,б,в,г)
1 Наивысшей точности 400-1250
2 Очень высокой точности 300-750
3 Высокой точности 200-500
4 Средней точности 200-300
5 Малой точности 200-300
6 Грубая 200
7 Наблюдение за работой 20-75

Подразряды уменьшают норму по освещенности. Так, при подразряде а — постоянной работе, она выше, далее снижается при подразряде б (постоянное пребывание в помещении с периодическим трудом), в (периодическое пребывание на работе и периодический труд), г (наблюдение за коммуникациями, оборудованием).

Отраслевые нормы искусственного освещения

Кроме сведений СНиП, которые являются общими, есть ряд отраслевых документов, разрабатываемых специальными институтами. Они устанавливаются в зависимости от типа отрасли после анализа ее специфики, и только затем переходят в разряд рекомендаций. При отсутствии конкретных отраслевых норм придется пользоваться общими.

Все нормативы в промышленности зависят от точности зрительных работ, которая делится на 7 разрядов в зависимости от величины объекта работы и сложности труда. Например, точные работы (1-4 разряды) подразумевают наличие объекта размером от 0,15 мм (наивысшая точность) до 5 мм (средняя точность). Пятый разряд (малой точности) может включать работу со светящимися объектами.

При делении работ по сложности внутри разряда учитывается цвет фона, ведь он влияет на коэффициент отражения (так, черный цвет имеет самый низкий коэффициент отражения). Нормы обязательно учитывают следующие факторы:

  • длительность работы;
  • напряженность труда;
  • степень разрешения задачи — различение или поиск;
  • число объектов в поле зрения;
  • возраст сотрудников;
  • квалификация сотрудников.

Расчёт освещенности помещения

Пакет чертежей дизайн-проекта также содержит чертеж электрики с расчетами освещения по каждому помещению.

Чертежи из дизайн-проекта Елены Карасаевой

Данный расчёт необходим для создания достаточной освещенности помещения, которая, в свою очередь, обеспечивает благоприятные и комфортные условия для жизнедеятельности человека.

Нормативы освещенности офисных и жилых объектов регулируются СНиПами (строительно-проектировочная документация), где прописаны нормы для различных видов помещений. Ниже приведены рекомендации по нормам освещенности в жилых помещениях.

Таблица №1. Рекомендуемые нормы освещенности жилых помещений согласно СНиП 23–05–95

Еще недавно мы выбирали лампочку, ориентируясь на ее мощность, – 100 ватт больше, чем 60. Все понятно. Ватты показывают мощность, которую лампа потребляет. Все знают: чем лампа мощнее, тем больше света она даст. Но важнее понимать, сколько это люменов. Наши традиционные лампы накаливания 90% энергии превращают в тепло. Но нам-то они нужны не для обогрева помещения! Поэтому важен именно световой поток. А платим мы за потребляемые ватты – это тоже следует знать. Для этого полезна таблица, представленная ниже. Из нее понятно, что для светового потока в 400 Лм обычная лампа накаливания «съест» 40 Вт, а вот светодиодная – всего 2-3 Вт

На практике важно знать дополнительные характеристики лампы: всё зависит от качества продукции, материалов и прочего. Так что этот расчет приблизителен!

Но прежде чем заняться расчётами, отметим, что нормы определяют не яркость лампочек, а именно освещённость. То есть какой световой поток приходится на 1 м2 поверхности. Измеряется такая величина в люксах, 1 люкс (лк) – это когда на квадратный метр падает 1 люмен света (1 лм/м2).

Рассчитать освещенность можно по формуле:

Em=n*Ф/S*2,5 ,

где n – количество лампочек,

Ф – световой поток в Лм,

S – площадь помещения,

2,5 – коэффициент,который зависит от площади и высоты потолка. Если высота равна 3 метрам или S больше 100 м2, то он берется равным 3.

Например: холл площадью 7 м2; предположим, что в светильнике использованы 3 лампочки галогеновые. Каждая на 12 В (напряжение) = 35 Вт (мощность)= 670 Лм (световой поток).

3*670/7*2,5=115 Лм – делаем вывод, что этого недостаточно, мы стремимся к 150 Лм.

Расчёт освещённости помещения также во многом зависит от его дизайна. Тёмные стены и пол поглощают свет, и необходимо закладывать запас в расчёты. Конечно, если только нет цели создать уютную обстановку с мягким светом. Светлые же комнаты и без того яркие, и перебор может доставить неприятные ощущения глазам, почти тоже самое происходит, когда смотришь на солнце сквозь неплотные облака.

Свет: какой он бывает?

В наших домах всегда используется два типа освещения:

естественное. Естественный свет в помещения проникает через оконные поемы. Он считается оптимальным для наших глаз. Но с развитием технологий в нашу жизнь вошла электрификация, что позволила увеличить активность людей до вечерних и даже ночных часов. Поэтому сегодня естественное освещение удовлетворяет лишь часть потребности в свете;

Естественная подсветка комнаты

искусственное. Данный тип подсветки вошел в нашу жизнь только с изобретением лампочки. С помощью искусственного освещения мы сегодня освещаем наши дома и производства в вечернее время. Отличительной особенностью искусственного типа подсветки является возможность регулировать уровень светового потока. Это самый распространенный и разнообразный вид подсветки, который реализуется различными источниками света, создавая разное освещение (люминесцентное, светодиодное и т.д.).

Искусственная подсветка комнаты

Поскольку в современном обществе искусственное освещение очень распространенно, то существуют различные виды его систем:

  • система общего освещения. Это самая распространенная система, которая создает полноценную верхнюю подсветку. Характеризуется равномерным световым потоком. Здесь осветительные приборы можно подбирать по исполнению в зависимости от того, в каком интерьере они будут установлены;
  • местное освещение. Здесь подразумевается локальное (местное) размещение светильников. С помощью таких приборов можно осветить лишь определенный, ограниченный участок внутреннего пространства комнаты. Характеризуется направленным световым потоком. Часто используются в необычном интерьере для подчеркивания его особенно красивых элементов.

Организация того или иного типа подсветки может вестись с помощью различных источников света. Поэтому оно бывает светодиодное, люминесцентное, галогеновое и другое.

Фотография в условиях слабого освещения

В этом подразделе мы рассмотрим самые полезные настройки для фотографии в условиях слабого освещения.

Снимать при плохом уровне освещенности сложно, приходится сталкиваться со многими трудностями. Возьмем  к примеру съемку в плохо освещенном здании или во время сумерек или ночью.

Получить правильную экспозицию, фотографируя в автоматическом режиме, трудно, да и, пожалуй, невозможно. Используйте ручной режим.

При таких условиях также возникают проблемы с фокусировкой и балансом белого, однако, результат оправдает все ваши усилия сполна.

Экспозиция при слабом освещении

При съемке в условиях недостаточной освещенности вы непременно столкнетесь с проблемами с экспозицией, а особенно если вы используете один из режимов с автоматическим замером экспозиции.

Переключившись в ручной режим, вы получите более предсказуемые результаты.

Если объект съемки по большей части содержит темные тона, то вероятнее всего в автоматическом режиме фотоаппарат переэкспонирует кадр. Особенно это будет заметно в теневых областях, которые будут отображены слишком детально.

Чтобы верно оценить экспозицию, сделайте пробный снимок и проверьте гистограмму. Если в левой части графика присутствует промежуток, то значит снимок переэкспонирован, а значит, вам необходимо либо уменьшить значение ISO, либо сделать короче выдержку или же прикрыть диафрагму.

Когда дело доходит до съемки в условиях плохой освещенности, у вас есть несколько вариантов развития событий. Это зависит от того, в каких целях вам необходимо использовать короткую выдержку: если вы хотите запечатлеть какой-либо быстрый процесс, то без короткой выдержки не обойтись, но если у вас есть возможность воспользоваться штативом, чтобы избежать тряски камеры, и сюжет фотографии позволяет воспользоваться длинной выдержкой, то почему бы и нет?

В зависимости от выдержки изменяйте и значение ISO. В условиях низкой освещенности и при коротких выдержках устанавливайте значение ISO не меньше 800. С длинными выдержками можно уменьшить ISO до 200, это обеспечит лучшее качество фотографии.

Принцип второй. Не бывает «плохого света» и «хорошего света»

Некоторые фотографы непонятно почему считают, что хорошим свет бывает только лишь в так называемое «режимное время», то есть незадолго до заката солнца  и вскоре после его восхода.  Эти фотографы предлагают всем снимать именно в эти часы, использовать в работе только  свет «режимного времени». Жесткий полуденный естественный свет они считают совершенно неподходящим для фотографирования. Но это совершенно не так. Эти люди глубоко ошибаются. Свет лишь ограничивает творческие возможности автора, но, ни в коем случае не требует чтобы тот  в то или иное время зачехлял фотоаппарат.

Конечно же, утренний или вечерний солнечный свет с его мягкими, золотистыми оттенками, нежными переходами и красивыми полутенями очень хорошо подходит для съемки пейзажей.  Да и во многих  других случаях, когда нужно передать красоту человека или просто места, в котором вы снимаете, он просто незаменим. Но отнюдь не каждый сюжет может нести в себе такой смысл! Не везде важна красота и эстетичность! Вот посмотрите, хотя бы, на этот снимок. Его автор очень хотел показать зрителю, как тяжел и труден ручной труд под лучами палящего южного солнца. Если бы фотография была сделана утром или вечером, то она выглядела бы неправдоподобно романтичной.

Сделайте свет от вспышки мягче

Существует ряд специальных аксессуаров, которые помогут вам сделать свет от вспышки мягче. Для начала выделим софтбоксы и зонты, которые смягчают свет и делают площадь источника света значительно больше.

Далее стоит обратить внимание на специальные рассеиватели, крепящиеся непосредственно на встроенную вспышку. Такой рассеиватель распространяет свет по помещению, свет отражается о поверхности комнаты и освещает объект

Помните, что именно от размера источника света относительно предмета съемки зависит то, какими качествами будет обладать свет: будет ли он жестким или мягким для конкретного предмета.

Даже используя софтбокс или зонт, помните об этом: чем дальше источник от предмета, тем жестче свет, чем ближе, тем свет мягче.

И чем дальше вы перемещаете источник света относительно предмета съемки, тем больше необходим рассеиватель.

Освещение для разных комнат: важные аспекты

Бесспорно, для разных помещений требуется и разный свет. Рекомендации по выбору светильников таковы:

  • В гостиной необходимо мягкое освещение, создающее приятный фон, желательно, чтобы его можно было изменить по ситуации;
  • Кухня – нужно подсветить все функциональные зоны, следить, чтобы ваша тень не падала на столы, усложняя работу за разделочным столом, у раковины и плиты;
  • Спальня – требует приглушенного света, к примеру, можно поставить пару светильников у кровати и установить одну лампу на потолке;
  • Детская – здесь необходим яркий свет днем и приглушенный ночью;
  • Ванна и туалет – светильники должны быть защищенными от влаги, иметь лаконичный дизайн и простоту линий.

В общем, такие нехитрые правила очень актуальны для любой , где хозяева проводят замену освещения, хотят это сделать грамотно и без ошибок.

Оптимальное значение параметра для рабочего места

Требования к освещению рабочего места определяется по ряду параметров. Ключевые требования к освещению:

Яркость должна быть отлажена таким образом, чтобы не создавать проблем со зрительными органами человека. Она не должна быть слабой, чтобы сотруднику не приходилось напрягать глаза, но и не должна быть ослепляющей, из-за чего работать не получится. Подсветка должна быть равномерной. Сотрудник не должен страдать от избытка неудачных теней. Если базового света не хватает для их устранения, то требуется подключить вспомогательные источники света

Например, лампу настольного типа

Восприятие света может быть индивидуальным, поэтому важно оставлять сотруднику возможность самостоятельно отлаживать какие-то параметры, которые обеспечат ему комфортное восприятие света и продуктивную работоспособность

Недостаточное освещение и несоблюдение этих требований при организации рабочего места приведёт к ухудшению зрения сотрудников в офисе или ином помещении, снижению рабочей эффективности и низкому достижению целей компании. Если часть сотрудников имеет изначальные проблемы со зрением, им может потребоваться обеспечение дополнительных условий, которые позволят эффективно работать.

Два вида света задействуется в повседневной жизни: естественный и искусственный. Оптимальным признаётся сочетание этих типов. Такое сочетание именуется комбинированным (смешанным) вариантом.

Организация комфортного рабочего места

В зависимости от условий труда определяются следующие нормы:

  • офис малых размеров требует средней света не менее 500 люкс;
  • опен-спейс нормируется показателем не менее 750 люкс;
  • зал для конференций — 300 люкс;
  • помещение для приёма, секретариат — 300-500 люкс;
  • помещения с компьютерной техникой — 400 люкс;
  • помещения технического назначения и коридоры — 100-200 люкс;
  • архивная комната — 75 люкс.

Если сотрудники работают за компьютером, то обязательно необходимо регламентировать перерывы в выполнении их деятельности. Несоблюдение правила негативным образом скажется на их здоровье и продуктивности. Днём сотрудники могут работать без перерывов не более 2 часов, ночью — не более часа. Каждый сотрудник в обязательном порядке должен устраивать себе перерыв от работа до пятнадцати минут. Это создаст глазам необходимые условия для отдыха. Кроме того, полезно совершать упражнения для отдыха глаз. Но последняя мера не является обязательной, она носит исключительно рекомендованный характер.

Факторы зрительного комфорта

Освещение рабочего места требует учитывания нескольких факторов. К таким факторам относится следующее:

  • цветовой интерьер помещения. Оптимальнее всего использовать светлые, зелёные или желтоватые оттенки, так как они положительным образом сказываются на зрении. Такие оттенки являются более щадящими и не требуют избыточно напрягать зрительные органы;
  • отлаженная яркость и контрастность;
  • световая однородность;
  • устранение бликов и мерцания с поверхностей (например, экрана монитора).

Все эти факторы влияют на свет, вместе с ним комфорт, степень утомляемости и расслабление глаз. Требуется подобрать правильный светильник и организовать сотрудникам условия максимально комфортные как по части наружного, так и по части внутреннего пребывания (организовать дежурное освещение, общее и т.д.).

Выбор ламп для освещения рабочего места

Рабочему месту подходящее значение параметра придадут лампы светодиодного типа. Помимо выполнения центральной задачи, они обладают следующими преимуществами:

  • небольшая стоимость;
  • длительный период эксплуатации;
  • малый расход электроэнергии.

Второе место можно отдать лампам галогенного типа. Но при их покупке стоит учитывать, что у них высокая степень нагрева и не получится встроить их в любые приборы.

На третьем месте люминесцентная лампа, она также может быть использована, но её свет гораздо хуже (является неестественным).

Оптимальнее всего комбинировать варианты и приобретать вспомогательный свет (специальная электроустановка и так далее).

Освещение рабочих мест требует выбора подходящего типа лампы, также уделяйте внимание месту расположения светильника, благодаря которому выполняется освещение рабочей зоны. От этого зависит, насколько удачным будет выбранный вариант. Неправильно расположенный светильник приведёт к утомлению глаз и ухудшению зрения, в то время как корректно расположенный поможет выполнять работу успешно

Неправильно расположенный светильник приведёт к утомлению глаз и ухудшению зрения, в то время как корректно расположенный поможет выполнять работу успешно.

Особенности освещения

Общий тип подсветки в помещении предназначен для равномерного распределения светового потока по всей площади комнаты. Для этого светильники необходимо размещать в непосредственной близости от потолочной поверхности.

Размещение ламп

Кроме этого такая система имеет различные виды, которые различаются по конструктивному исполнению:

Локализованная подсветка

равномерное. В данной ситуации размещение осветительных приборов ведется в верхней зоне, создавая равномерный световой поток. В результате достигается размеренная освещенность помещения. Используется при отсутствии информации о месторасположении рабочих зон внутри помещений.

Равномерный световой поток

Помимо этого существуют и другие виды общего типа освещения:

направленное. Такая система встречается чаще всего. Зачастую имеет вид светового потока, исходящего из лампы и выраженного единым световым пятном. Здесь следует использовать лампы с открытыми плафонами. Можно также использовать светодиодное освещение, которое сегодня имеет красивое исполнение в виде люстр;

Направленная система освещения

рассеянное. Для того чтобы создать рассеянный световой поток достаточно просто использовать закрытый тип плафонов. Самым оптимальным вариантом будет использование плафонов в виде шара или полусферы;

Смешанное освещение

Как видим, каждая из вышеописанных систем может использоваться в любом интерьере разных домашних помещений. Отличным решением здесь будет встраивание осветительных приборов в подвесные конструкции натяжного или гипсокартонного потолка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зинг-Электро
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: