Маркировка на блок-фаре для установки
Выяснить, можно ли произвести установку ксенона в обычные или противотуманные фары, получится с помощью специальной маркировки. Она располагается на блок-фаре и представлена в виде буквенных обозначений.
Как избежать лишения прав за ксенон:
Для газоразрядных ламп бывает 3 отметки света:
- DC – ближний;
- DR – дальний;
- DCR – двухрежимный.
Ставить по закону нужно именно тот тип лампы, что указан на блок-фаре. Установка другого вида будет считаться нарушением и приведет к серьезной ответственности. Проверка на соответствие будет обязательно проведена на первом же ТО.
Для ламп накаливания и галогенных используется подобная маркировка: C, R, CR, HC, HR, и HCR. Они так же соответствуют ближнему, дальнему и двухрежимному свету. Лампы для таких типов фар тоже нужно выбирать в строгом соответствии с обозначениями на блок-фаре.
Схема подключения ксенона
Если у штатной фары для ближнего и дальнего света используются раздельные лампы, то вместо каждого осветительного элемента устанавливается отдельная ксеноновая лампа со своим блоком розжига.
Если в штатной фаре использовалась одна лампа с нитями для ближнего и дальнего света, то надо будет ставить биксеноновую лампу. У нее яркость и интенсивность свечения при подаче внешнего сигнала регулируются:
Потребуется дополнительный сигнал, переключающий ближний свет на дальний. Его формирование зависит от изначальной схемы электрооборудования автомобиля, поэтому подсоединять провод управления во многих случаях придется по месту.
Существуют две базовые схемы включения двойной лампы. Первая – с использованием диода. Он развязывает цепи розжига и управления.
Несколько сложнее выглядит схема разделения цепей с помощью электромагнитного реле. Подключение разъема к схеме управления дальним-ближним освещением выбирается исходя из фактической схемы электрооборудования машины.
Недостатки ксенона и линз в фары
Даже с учетом всех преимуществ, у ксенона, биксенона и линзованной оптики есть определенные недостатки. Прежде всего, это переоборудование ТС, которое является незаконным, если такие технологии не были установлены штатно на заводе.
Еще ксеноновые лампы дороже галогенок, из строя могут выходить блоки розжига, возникают другие проблемы с оборудованием
Также важно подбирать качественные установочные комплекты, так как на рынке есть большое количество низкосортного оборудования
Например, в дешевых комплектах блоки не более двух лет, лампы около года, тогда как качественные блоки розжига вполне способны выходить не менее 5-7 лет и более. Что касается ламп, оригинальные продукты известных производителей часто служат минимум 2-3 года.
Также можно отметить, что зимой ксеноновые лампы, особенно в линзе, меньше нагревают саму фару. На практике, если на фарах намерз лед, нужно дольше ждать, пока оптика оттает. В случае с галогеном фара нагревается быстрее.
Еще сами линзы имеют свойство со временем «выгорать», на них постепенно накапливается пыль. Все это постепенно ухудшает качество света, причем замена ламп на новые не помогает. Приходится разбирать саму фару и менять линзы.
Ксеноновые и биксеноновые фары: что это такое, установка ксенона, как проверить на исправность Во многих случаях все это можно купить комплектом, но можно и по отдельности. Также потребуются материалы для крепления блоков розжига внутри автомобиля. В зависимости от выбранного способа, это могут быть:
Мнение эксперта It-Technology, Cпециалист по электроэнергетике и электронике Задавайте вопросы “Специалисту по модернизации систем энергогенерации”
В обычные фары Если у штатной фары для ближнего и дальнего света используются раздельные лампы, то вместо каждого осветительного элемента устанавливается отдельная ксеноновая лампа со своим блоком розжига. Спрашивайте, я на связи!
Принцип работы ксеноновых и биксеноновых ламп
Чтобы понять принцип действия биксенона и ксенона, стоит разобраться в особенностях каждого из них.
1. Ксенон.
Лампа внутри которой содержится инертный газ. Главное отличие от привычных лампочек — отсутствие нити накаливания.
Принцип работы прост и гениален. Внутри лампы газ ксенон и пара электродов. Между ними появляется разряд высокого напряжения, который заставляет газ светиться.
Как следствие, возникает яркий пучок света определенного направления. Получается, что главный источник света — газ.
Если говорить подробнее, то внутри стеклянной емкости, имеющей размер спичечной головки, содержится смесь солей металла и инертного газа (ксенона).
Разряд высокого напряжения появляется между электродами, которые помещены в колбу, что способствует появлению яркого свечения смеси.
Главный плюс такой конструкции — минимум энергозатрат при качественном освещении.
Сложность ксенона заключается в организации электросети. Принцип действия прост, чего не скажешь о схеме построения.
Для пуска ксенона и появления разряда между электродами должно быть создано напряжение в 25 000 Вольт. Чтобы гарантировать горение, необходима поддержка переменного тока с напряжением в 330 Вольт и частотой 330 Герц.
Вот почему при монтаже ксеноновых фар не обойтись без установки дополнительных узлов, один из которых — блок поджига.
Главный плюс ксенона — отсутствие спирали. Но такая отличительная черта привела к появлению новой проблемы — ослеплению водителей встречных автомобилей.
В «галогенках» схема проще. Там, чтобы исключить ослепление, стоит переключить нити накаливания, сменив режим с дальнего на ближний.
В случае с ксеноном проблема решается установкой дополнительного экрана, отсекающего «лишний» световой пучок.
Кроме этого, большим спросом пользуется биксенон. Он позволяет перейти на ближний (дальний) свет, не теряя в качестве освещения дороги.
2. Биксенон.
Такая лампа считается одной из разновидностей классического ксенона.
Главная особенность — наличие внутри механизма, способного менять направление излучения.
Речь идет о металлической шторке, перемещаемой под действием магнитного устройства. За счет действия магнита происходит открытие различных зон биксеноновой лампы.
Принцип действия биксеноновой линзы следующий. Лампочка серии D2S (лампы такого типа монтируются в ксеноновые линзы) направляет пучок света на овальный рефлектор.
Последний отражает свет в сторону линзы, которая получает поток с отражателя и распределяет его. После этого шторка закрывает часть света для создания «ближнего» режима.
Переключение способствует получению равномерного света с четкими границами, без «лишних» засветок по краям.
На что особо обратить внимание
При прохождении процедуры легализации ксеноновых фар требуется обратить особое внимание на следующие аспекты:
- все данные в документах должны соответствовать реально установленному оборудованию и не иметь никаких расхождений даже в малейших деталях. То есть, если в заявлении указано, что будут поставлены фары такой-то модели, то такая же модель должна быть и во всех иных документах и так далее;
- после установки фар требуется провести настройку световой сигнализации автомобиля. Свечение ближнего и дальнего света должно соответствовать всем нормам, установленным законами и правилами. Неправильная регулировка фар может привести к не прохождению технического осмотра и соответственно не получению сертификата соответствия.
Что это такое?
Как нетрудно догадаться по названию, биксеноновые линзы – это усовершенствованная версия обычного ксенона. Один из основных недостатков газоразрядных ламп заключается в том, что они обеспечивают только ближний свет, тогда как для дальнего используются стандартные галогеновые фары. Биксеноновые лампочки в свою очередь могут излучать оба вида света (благодаря наличию специальной шторки либо тумблера), что и является их главным преимуществом. Именно этим объясняется приставка «би» в названии оборудования, которая указывает на наличие сразу двух функций. Вместе с тем этот вид линз сохраняет в себе все преимущества ксенонового аналога, а именно:
- долгий срок службы (в разы превышающий галоген);
- яркое освещение в ночное время суток (позволяет водителю значительно раньше обнаруживать препятствия на дорогах);
- низкая нагреваемость стекла (что особенно полезно, если часто приходится иметь дело с перепадом температур) и загрязняемость фар.
За все эти достоинства потенциальным владельцам придется хорошенько раскошелиться, а также немало повозиться с установкой лампочек на автомобиль.
Как работает ксенон
То, что мы привыкли называть ксеноновыми лампами, на самом деле является металлогалогенными. Это один из видов газоразрядных ламп. Для коррекции спектра свечения дуги добавляют иодиды некоторых металлов. Такие лампы заполнены инертным газом (ксеноном или аргоном) с добавлением паров ртути. Электрическая дуга, возникающая между двумя электродами, разогревает и заставляет светиться пары ртути и прочие добавки. Для возникновения разряда необходимо большое напряжение — от 25 до 50 кВ. Для этого применяют блоки розжига.
Плюсы газоразрядных ламп
Хороший свет на автомобиле — это комфорт и безопасность. Поток света ксеноновой лампы остается ярким и мощным даже в плохих погодных условиях, будь то туман или дождь. Во время работы лампочка практически не греется, дополнительного охлаждения не требует. Ксеноновые лампы без проблем можно ставить в штатную оптику. Потери на тепло у таких ламп до 10%.
Минусы газоразрядных ламп
Если ксенон на автомобиле установлен в штатном исполнении, то менять его на что-либо не стоит. Такого света будет достаточно практически в любых дорожных условиях. Когда комплект ксенона установлен в автомобиль, в котором он не предусмотрен, выявляется его самый главный минус — такие комплекты запрещены по закону. Нарушение грозит штрафом и/или лишением права вождения. Ксенон обяжут демонтировать. Блоки розжига во время разогрева лампы создают повышенную нагрузку на генератор, но она носит кратковременный характер. Через некоторое время эксплуатации температура цвета светового потока начинает меняться. Поэтому, если выйдет из строя лампа, менять надо будет пару, чтобы свет был одинаковым. Несмотря на некоторые минусы, ксеноновые лампы считаются надежным источником света.
Отличие биксенона от ксенона
Сначала предлагаем понять что такое ксеноновая лампа вообще. Она принципиально отличается от галогенной лампы: световой поток образуется не от нити накаливания, а от электрического разряда в газе, который именуется ксенон, отсюда и красивое название таких ламп.
Так как недолговечная нить накала, которая при тряске автомобиля сильно страдает, в ксеноне отсутствует, то и срок службы таких ламп значительно выше. При газовом разряде формируется световой поток более приятного и современного оттенка. К тому же, ксеноновая лампа более энергоэкономична.
Минусом ксенона, кроме прочих, является тот факт, что для включения таких ламп недостаточно привычного выключателя (реле). Их необходимо разжигать (типа, как костер), а на это необходимо время. Диаграмма розжига ксенона выглядит примерно так.
Немного поясним английские иероглифы. На верхней диаграмме показана зависимость напряжения (подаваемого лампе от блока розжига) от времени.
При подаче команды включения на блок розжига в течение 30 миллисекунд (миллисекунда это 1/1000-я доля секунды) идет «раскочегаривание» высоковольтного импульса, после которого формируется импульсное напряжение амплитудой 25 кВольт, который первоначально формирует ток розжига искры 12 Ампер (показан на нижнем графике).
Далее идет процесс запала, потом система прогревается еще некоторое время, после чего разгорается 6-8 секунд, далее входит в рабочий режим. В рабочем режиме на поддержание разряда подается импульсное напряжение амплитудой около 65-105 Вольт при токе 0,41 Ампера. Это приведено для 35-Ваттной ксеноновой лампы. Впрочем, этот процесс грамотно описан одним из основоположников марскизма-ленинизма: «Из искры возгорится пламя» ;-).
Согласно этому графику видно, что на вхождение лампы в рабочий режим требуется не менее 5 секунд. Для лампы ближнего света это не принципиально: его можно включить заранее. А вот для дальнего — существенно: поморгать быстро уже не удастся. А это тсползуется не только для солидарной помощи водителей, но и, согласно Правилам дорожного движения, это необходимо делать для предупреждения участников дорожного движения об опасной ситуации на дороге.
Наука не стоит на месте, и производители разработали биксеноновые лампы, в которых регулировка потока производится перемещением рефлектора-шторки (отражателя) в магнитном поле, регулируемым контроллером от штатной системы освещения автомобиля.
Видео — ксенон и биксенон, разница в цоколе, цвете света и другие нюансы:
Другими словами биксенон — это как бы 2 лампы ксенон в одном корпусе. То есть, биксеноновая лампа это та же ксеноновая, в которой установлен дополнительный отражатель с переключением на ближний — дальний свет. Рефлектор изменяет фокусное расстояние источника света. Это как в карманном фонарике, в котором можно, вращая линзу, менять световой поток ближе — дальше. С помощью электромагнитной системы это можно сделать гораздо быстрее. То есть, автомобиль едет, светит ближним, если необходимо, за счет перемещения лампы относительно отражателя фары, мгновенно переходит на дальний.
Биксенон устанавливают на автомобили с совмещенной оптикой — в которых не предусмотрена раздельная оптика, то есть отдельные фары для ближнего и дальнего света. Если в фарах вашего автомобиля используются цоколи H4, то в 99% случаев в них придется использовать биксенон, а не ксенон.
Но, оборудуя автомобиль с совмещенной оптикой биксеноновыми лампами, необходимо учитывать следующее:
- некоторые типы биксеноновых ламп могут не подходить конструктивно в штатные места;
- если совместимость световых потоков биксеноновой лампы с креплением штатной оптики будет нарушена, вероятнее всего, встречные водители получат лишнюю порцию слепящего света, это отразится и на вашей безопасности;
- дополнительные линзы должны быть конструктивно и электрически совместимы с фарой.
Разобраться с этими технически сложными вопросами помогут грамотные продавцы, а для их установки лучше обратиться к специалистам которые имеют опыт в данном деле. Если вы все же решились установить биксенон самостоятельно, можно ознакомиться с некоторыми рекомендациями, которые приведены ниже.
Недостатки ксенона и линз в фары
Даже с учетом всех преимуществ, у ксенона, биксенона и линзованной оптики есть определенные недостатки. Прежде всего, это переоборудование ТС, которое является незаконным, если такие технологии не были установлены штатно на заводе.
Еще ксеноновые лампы дороже галогенок, из строя могут выходить блоки розжига, возникают другие проблемы с оборудованием
Также важно подбирать качественные установочные комплекты, так как на рынке есть большое количество низкосортного оборудования
Например, в дешевых комплектах блоки не более двух лет, лампы около года, тогда как качественные блоки розжига вполне способны выходить не менее 5-7 лет и более. Что касается ламп, оригинальные продукты известных производителей часто служат минимум 2-3 года.
Также можно отметить, что зимой ксеноновые лампы, особенно в линзе, меньше нагревают саму фару. На практике, если на фарах намерз лед, нужно дольше ждать, пока оптика оттает. В случае с галогеном фара нагревается быстрее.
Еще сами линзы имеют свойство со временем «выгорать», на них постепенно накапливается пыль. Все это постепенно ухудшает качество света, причем замена ламп на новые не помогает. Приходится разбирать саму фару и менять линзы.
Правила подбора ксеноновых ламп
В первую очередь, выбирать лампы надо по проверенному производителю. На рынке РФ хорошую репутацию имеют фирмы:
- Osram;
- Sho-Me;
- Philips;
- Silverstar;
- ClearLight;
- другие отечественные и зарубежные производители.
Но даже в линейке ламп одного производителя имеются изделия с разными техническими характеристиками. Прежде, чем самостоятельно установить биксенон или ксенон, надо сделать осознанный выбор по этим параметрам.
По совместимости цоколя
Ксеноновые лампы выпускаются с тремя сериями цоколей – H, D, HB. Данные о применении и назначении ламп внутри серии сведены в таблицу.
Серия | Цоколь | Применение |
---|---|---|
H | H1 | Дальний, ближний свет, противотуманные фары (ПТФ) |
H3 | ПТФ, редко дальний свет | |
H4 | Биксеноновые лампы для ближнего и дальнего режимов освещения | |
H7 | Ближний свет | |
H8 | ПТФ, встречается редко | |
H9 | Дальний свет, встречается редко, большей частью в немецких авто | |
H10 | Встречается крайне редко | |
H11 | ПТФ у автомобилей японского производства | |
H27 | ПТФ у автомобилей корейского производства | |
D | D1S | Ближний свет. Встроенный блок розжига. |
D1R | Ближний свет. Имеет антипаразитное напыление. | |
D2C | Ближний свет. Для установки в линзованную фару. | |
D2R | Ближний свет. | |
D4S | Ближний свет. Устанавливается в линзованую фару автомобилей Toyota и Lexus. | |
HB | HB2 (9004) | Встречается крайне редко |
HB3(9005) | Дальний свет, реже – ПТФ. | |
HB4 (9006) | ПТФ | |
HB5(9007) | Встречается крайне редко |
Различные виды цоколей.
Цоколь H4 самый массовый, он наиболее распространен. Лампы с цоколем H1 самые универсальные. Подбор светоизлучающего элемента по этому конструктиву прост – если нет желания возиться с переделкой, надо покупать лампы с тем цоколем, что стоял раньше. Типоразмер Н4, кстати, очень распространен у галогенок, поэтому установка газоразрядных ламп взамен штатных в большинстве случаев не составляет труда.
По температуре свечения и потребляемой мощности
Надо сразу оговориться, что термин «цветовая температура» (ЦТ) к реальной температуре, которую можно измерить термометром, не относится. На самом деле, температура плавления, например, стали составляет около 1500 К, вольфрама – 3500 К. Трудно представить, из какого материала надо изготовить светильник, выдерживающий нагрев до 5000..7000 К. На самом деле, если не вдаваться глубоко в физические явления, цветовая температура лишь характеризует спектр излучения источника белого света, или его оттенок.
Спектр излучения чистого ксенона имеет цветовую температуру около 6200 К, что означает смещение в синюю часть. Этот параметр не очень комфортен для человеческого глаза. Наибольшую чувствительность сетчатка органа зрения имеет к свету, чей спектр соответствует около 4600 К. Поэтому лучшими по эффективности считаются лампы именно с такой цветовой температурой. Спектр излучения смещают в сторону желтой части с помощью добавок в ксенон различных примесей (включая пары ртути). Также на ЦТ несколько влияет окрас колбы лампы.
Неплохие результаты также дают лампы с большим смещением в желтую область, в район цветовой температуры около 3500 К. Смещение спектра излучения в синюю область (ЦТ 5500 К и выше) дает неплохой декоративный эффект, но как осветительный прибор такая лампа работает хуже. Уменьшается восприятие очертаний предметов и ухудшается цветовосприятие.
Оттенок свечения ламп с разной цветовой температурой.
Если говорить о мощности, то выбор у автомобилистов небольшой. Выпускаются лампы на 35 или 55 ватт. Первого варианта хватает на все случаи жизни. Увеличивать мощность практического смысла нет – усиленное световое излучение утомляет глаза водителя, создавая слишком резкие тени. Да и вероятность ослепления встречных водителей увеличивается.
Как заменить ксенон на светодиоды
Расскажем, как заменить ксеноновые источники света на светодиодные, на примере автомобиля Subaru Forester SH.
Для замены лампы ближнего света нужно:
- открыть капот автомобиля;
- снять защитную крышку с фары, поворачивая её против хода часовой стрелки;
отогнуть железную скобу, которая удерживает лампу;
вынуть штекер и достать лампу;
снять разъём, по которому на фары подается напряжение;
извлечь два крайних разъема, через которые напряжение 12 В подается на блок розжига (они держатся на пластиковой защелке);
освободившиеся два провода 12 В подвести к защитной крышке, для этого сделать в ней отверстие и уплотнить резинкой для герметичности;
на конце проводов сделать разъемы и подключить их к штекеру лампы;
- вставить вместо ксенона светодиодную лампу, установить её на место;
- зафиксировать металлической защёлкой и надеть защитную крышку.
Замена ксеноновых ламп дальнего света светодиодными не должна вызвать проблем. Нужно вынуть старый источник света и вставить на его место новый. Разъем и источник электричества остаются теми же.
Устанавливать LED-лампы в фары, рассчитанные на ксеноновые источники света, противозаконно. В статье 12.5 части 3 КоАП РФ говорится, что нельзя управлять автомобилем, если на его передней части установлены «световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации».
В «Основных положениях по допуску транспортных средств» есть «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». В статье 3.1 запрещается эксплуатация автомобиля, у которого «Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства».
В части «Технического регламента таможенного союза» сказано, что маркировка фар дальнего, ближнего света и классы установленных в них источников света должны соответствовать указанным в технической документации.
Можно устанавливать только предназначенные для используемой оптики источники света.
После этого вы сможете без проблем ездить на переоборудованном автомобиле.
Предыдущая Автомобильные лампыЧем отличается ксенон от галогена и что лучше выбрать Следующая КсенонКак установить и подключить ксенон в машине
Спасибо, помогло!1Не помогло
Можно ли ставить бигалогеновые линзы в галогеновые фары в 2023 году?
- количество, тип, цвет и расположение световых приборов должны соответствовать требованиям конструкции автомобиля – проще говоря, с какой фарой и лампами в ней ваша машина собрана, такие и должны быть установлены при их замене,
- тип лампы должен соответствовать типу фары; если у нас стоят галогеновые лампы, то и должны стоять галогеновые.
Таким образом, в ПДД нет чёткого ответа, можно ли устанавливать бигалогеновые лампочки с линзой в головной свет.
Точнее, ответ есть – по сути можно, если фара предназначена для галогенового источника света. Ведь в этом случае тип ламп соответствует конструкции авто. Но не всё так просто!..
№3 Световые характеристики
Световые характеристики биксеноновых линз определяется поколением модулей. Рассмотрим 3 группы билинз, которые пользуются высокой популярностью благодаря оптимальному сочетанию функциональности и стоимости:
- G4 — четвертое поколение. Характеризуется отчетливой границей светотеней. При свечении имеет ярко выраженную ступеньку с границей голубоватого оттенка. Ближний свет — максимально широкий, но низкий относительно дороги. Дальний — протяженный и узкий со сниженной яркостью по бокам.
- G5 — пятое поколение. Обеспечивает широкий ближний свет. Свечение билинз доступно на удаленности 2 метров от габарита автомобиля. Свет с несколько размытой световой границей, но на качество освещенности дороги не влияет.
- Q5 — шестое поколение. Би-линзы выпускаются круглой и квадратной формы. Отличаются высоким качеством освещения — четкая граница светотени, насыщенный луч света, усиленная конструкция модуля.
Чем выше поколение, тем более долговечными являются модули. Сказывается применение более качественных материалов и электронных компонентов.
Подведем итоги. Основные отличия биксенона
- Абсолютно другая конструкция, использование колбы или шторки для изменения светового потока.
- Одна лампа выполняющая роль как ближнего, так и дальнего света.
- Высокая скорость переключения ближний/дальний, без задержки на разогрев.
- Высокая стоимость по сравнению с обычными галогеновыми фарами, а также ксеноновыми аналогами.
- Несовместимость с большинством фар старого образца рассчитанных на «галогенки» или ксенон.
В заключение…
Каждая из вышеупомянутых разновидностей имеют преимущества перед простыми лампами накала и являются одинаково эффективными в условиях плохого освещения. Ксенон и биксенон способны обеспечить стабильным и ярким светом при условии правильного подхода и настройки. В вопросе, что лучше ксенон или биксенон необходимо руководствоваться личными соображениями, а также финансовыми возможностями. Если фары вашего авто позволяют установить биксенон, при этом «ГАИ не против», вы в праве это сделать. Если же вы по той или иной причине не имеете возможности оборудовать свой автомобиль биксеноном, при этом вам очень не хватает света в темное время суток — рекомендую установить ксенон. В данном случае вы получите хороший свет за приемлемую цену
Также обращаю ваше внимание на тот факт, что установка ксенона не всегда возможна и не во всех случаях оправдана, ко всему прочему у вас могут возникнуть неприятности с Госавтоинспекцией или прохождением ТО
Текст: farainfo.ru