Типы автомобильных ламп и их маркировка по цоколю

Классификация автомобильных ламп. с защитным фланцем. как определить какой тип ксеноновых ламп установлен в вашем автомобиле

Маркировка цоколя

Цоколь — это элемент крепления лампы в патроне, который передаёт напряжение от проводки к механизму освещения и поддерживает герметичность колбы лампы. Многие модели являются газонаполненными, поэтому цоколь должен справляться с защитой весь срок службы, чтобы не допустить его выхода. В светодиодных осветителях цоколь служит исключительно для установки прибора в классическое гнездо, так как LED-технология не нуждается в герметичности.

Введение ГОСТ 2023-88 позволило отсеять огромное количество видов цоколей , оставив несколько основных категорий.

Цоколи ламп:

А — Автомобильная лампа обыкновенная.

АМН — миниатюрная автомобильная лампа.

АС — софитная.

АКГ — кварцевая галогенная лампа.

Т — цокольная миниатюрная.

R — оптика цоколем из металла.

R2 — колба имеет диаметр более 40 мм.

P — 15 мм цоколь и колба до 26,5 мм.

SV(C) — софитная автолампа с цоколями с обоих концов. Чаще всего они используются для освещения номеров.

BA — штифтовой тип конструкции, где каждый штифты имеют симметрию.

BAY — аналогичная предыдущей, но один штифт смещён по высоте.

BAZ — один из штифтов смещён по высоте и радиусу.

W — цоколь сделан из стекла.

Категоризация не по цоколю

Литера «H» говорит о галогенной наполненности лампы.

Y — Если буква указана в начале, то автолампа имеет оранжевый цвет колбы.

Понятие и функция цоколя

Цоколь является неотъемлемым элементом любой автолампы, предназначенный для надежной фиксации устройства в патроне. Этот компонент позволяет обеспечить передачу напряжения для осуществления питания устройства по контактам. В зависимости от вида, цоколи автомобильных ламп могут иметь газ, который позволяет предотвратить возможную утечку напряжения. Что касается основных контактов, то это так называемые лепестки, площадки, а также специальные проволочные штыри. Кроме того, данный компонент позволяет обеспечить более надежную герметизацию колбы от контакта с различными внешними раздражителями.

Отдельно нужно сказать о светодиодах. В случае со светодиодами ситуация немного другая — герметичность конструкции не требуется. Так что в светодиодах цоколевка не выполняет эту роль. На сегодняшний день светодиоды являются одним из наиболее популярных вариантов источников освещения.

Классификация, типы и обозначение

Какие бывают типы цоколей автомобильных ламп и чем они отличаются между собой? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.

Разновидности европейских и отечественных ламп

На территории России до сих пор выпускаются лампочки с цоколями, которым был присвоен ГОСТ еще во времена СССР:

  • А — стандартная автолампа;
  • АМН — дословная расшифровка — автомобильная миниатюрная лампочка;
  • АС — софитный тип устройств;
  • АКГ — кварцевая галогенная лампочка.

Обычно после этих аббревиатур на цоколевке отмечаются цифры, свидетельствующие о мощности устройства, а также номер разработки. Следует отметить, что такую маркировку вы сможете увидеть только на отечественной продукции. Основной минус таких продуктов — это отсутствие в шифре определенного типа устройства.

Что касается европейских товаров, в данном случае маркировка лампочек осуществляется по стандарту ЕСЕ:

  • Т — миниатюрная лампа;
  • R — устройство, диаметр цоколевки которого составляет 1.5 см, а размер колбы в данном случае равен 1.9 см;
  • Р — деталь, в которой диаметр цоколя равен 1.5 см, а колбы — 2, 65 см;
  • W — в данном случае цоколь элемента будет стеклянным;
  • Н — галогенка;
  • У — если эта буква имеется в маркировке, то это свидетельствует о том, что цвет колбы оранжевый.

Виды лампочек в зависимости от типа цоколя

Необходимо отметить, что виды цоколей могут различаться между собой по маркировке присоединительного компонента. Разновидности соединителей в зависимости от типа позволяют избежать возможного монтажа элемента в другие патроны.

Основные разновидности устройств такие:

  • ВА — деталь, оборудованная цоколевкой штифтового типа;
  • W — стеклянный компонент, в данном случае проволочные контакты выводятся наружу, этот тип обычно применяется для установки в поворотные огни;
  • Р — такая маркировка свидетельствует о наличии фланцевой цоколевки — внутри конструкции расположена линза, предназначенная для направления света в определенную область;
  • Е — данный символ предупреждает о том, что устройство имеет резьбовую поверхность, которая сначала использовалась в лампочках накаливания, на данный момент этот тип наиболее популярен среди автомобилистов;
  • ВАY — эта комбинация также говорит о цоколевке штифтового типа;
  • BAZ — устройство относится к подвиду штифтовых элементов, однако в конструкции должно быть незначительно смещение штифтов;
  • G — компонент со штыковой цоколевкой.

Это были рассмотрены наиболее популярные виды, теперь вкратце расскажем о других разновидностях:

  1. F — конструкция устройства предусматривает наличие одного штыря.
  2. R — в данном случае контакт утоплен. Такой подвид рассчитан на более повышенную мощность, а также он может использоваться в среде с более высокой температурой. Как правило, это обозначение кварцевых и галогенных устройств, поскольку сами по себе они характеризуются небольшой массой и размерами.
  3. Т — телефонный тип, однако применяется он для обеспечения освещения в контрольном щитке транспортного средства.
  4. b — элемент оборудован рифленый штырем.
  5. с — в данном случае штырь будет иметь особую форму.
  6. а — цилиндрический тип штыря;
  7. S — софитное устройство, в котором цоколевка расположена на одной из сторон трубчатой лампочки. В быту такие детали используются в подсветках, светильниках, но и в автомобильных приборах софитные лампочки — не редкость.
  8. К — конструкция устройства подразумевает наличие кабельных соединений (автор видео — канал ПРОСТЫЕ ШТУКИ).

Также следует отметить, что между собой цоколевки могут отличаться не только по виду, но и по различному количеству контактов.

В данном случае маркировка будет следующей:

  • s — это значит, что в конструкции используется один контакт;
  • d — два контакта;
  • t — устройство с тремя контактами;
  • q — четыре;
  • р — лампочка, в конструкции которой предусмотрено пять контактов.

Чтобы лучше разбираться в обозначении световых компонентов, предлагаем вам также ознакомиться с фотографиями устройств. Не каждый автолюбитель должен знать обо всех видах, тем более, что как видно в статье, разновидностей осветительных устройств достаточно много.

Технические характеристики ламп для автомобилей

Назначение Тип Напряжение, В Мощность, Вт Световой поток, Лм Цоколь
Дальний-ближний свет R2 61224 45/4045/4055/50 >600400-550 P45t-41
Противотуманные фары, дополнительные фары, ближний-дальний свет для четырехфазных систем H1 61224 555570 135015501900 P14.5e
Дальний свет, ближний свет фар H2 61224 555570 130018002150 X511
Противотуманная фара, дополнительная фара H3 61224 555570 105014501750 PK22s
Дальний-ближний свет фар H4 1224 60/5575/70 165010001900/1200 P43t-38
Дальий-ближний свет фар для четырехфазных систем H7 12 55 1500 PX26d
Ближний свет для систем с четырьмя фарами HB4 12 55 1100 P22d
Дальний свет для систем с четырьмя фарами HB3 12 60 1900 P20d
Сигнал торможения, проблесковый сигнал, задний противотуманный фонарь, фонарь заднего хода P21WPY21W 612 21 460 BA15s
Сигнал торможения P21/5WPY21W 61224 21/521/521/5 440/35440/35440/40 BAY15d
Передний и задний габаритные фонари P5W 61224 5 50 BA15s
Задний габаритный фонарь R10W 61224 10 125 BA15s
Подсветка номерного знака, задний габаритный фонарь C5W 61224 5 45 SV8.5
Лампа заднего хода C21W 12 21 460 SV8.5
Передний габаритный фонарь T4W 61224 4 35 BA9s
W5W 61224 5 50 W2.1×9.5d
Передний габаритный фонарь, освещение номерного знака W3W 61224 3 22 W2.1×9.5d
D1S 8512 3540 3200 PK32d-2
Ближний свет фар для четырехфарной системы D2S 8512 3540 3200 P32d-2
Ближний свет фар для четырехфарной системы D2R 8512 3540 2800 P32d-3

Принцип выбора

Чтобы правильно подобрать оптику для своего автомобиля, нужно отталкиваться от заводских характеристик самой машины — маркировку цоколей, размер гнёзд и допустимую мощность

Внимание стоит обратить и на условия, в которых будет использоваться освещение: от этого зависит оттенок света и расстояние обзора

Для грамотного подбора осветительных приборов достаточно знать марку и модель автомобиля, год её выпуска и объём двигателя. Тип автоламп указан на колбе, цоколе и упаковке. Сейчас наиболее распространены виды — галогеновые, накаливания, ксеноновые и светодиодные. Последние известны как наиболее современные, долговечные и мощные, но в то же время экономные в плане потребления энергии. Некоторые приборы комплектуются двумя спиралями одновременно, что позволяет им брать на себя несколько функций: габаритные огни, стоп-сигнал и прочее. Производители указывают множество характеристик с пояснениями, поэтому выбрать комплект освещения для своей машины можно по номеру или параметрам машины.

Виды осветительной оптики

Лампы накаливания

Классическая лампочка Эдисона представляет собой сферическую стеклянную конструкцию, где в безвоздушном пространстве находится вольфрамовая проволока, которая и излучает свет при нагревании. Электроны разогревают тончайшую проволоку, провоцируя электромагнитное тепловое и световое излучение. КПД таких приборов колеблется в диапазоне 6–8%. Он зависит от максимальной температуры накаливания, поэтому большинство бытовых лампочек ограничены в интенсивности свечения. Её жёлтый оттенок обусловлен низкой по современным меркам температурой нити — 2000 градусов по шкале Кельвина. Так, цветовая температура далека от оттенка солнечного света, что делает автолампу накаливания не самой приятной глазу человека. При более высоких температурах нить перегорает, а из-за оседания частиц вольфрама на стекле ограничивается прозрачность последнего. Таким образом, лампам накаливания свойственно затуманивание. В силу своей конструкции, классические автолампочки не позволяют фокусировать их световой поток отражателями. Такие приборы R2, но в магазине их не встретить — стоит признать, что место им в музее.

Галогенные лампы

Их появление лишило пользователей множества неудобств, связанных с использованием классических ламп. Улучшения начались с формы колбы, которая позволила сократить длину нити. Сама же конструкция из кварцевого стекла стала похожа на цилиндр. Полость таких автоламп наполняется инертным газом с парами галогена (йод, бром и прочие). Такой внутренний состав ламп позволил им совершать самоочищение, так как молекулы вольфрама попадают обратно на нить накаливания. Стеклянная поверхность постоянно пропускает много света, делая такие автолампы более практичными в эксплуатации. Именно галогенные осветители начали поддерживать более высокую температуру накаливания, изменив диапазон цветовой температуры до 2700–3000К.

Ксеноновые лампы (газоразрядные)

Такие осветительные приборы являются самой последней технологией в автомобилестроении. Схожие внешне с галогенными лампами, работают они иначе: колба, накачанная ксеноном, получает разряд, который провоцирует дугу электронов создавать свечение. Цветовая температура этой оптики самая высокая и на значении около 8000К излучает синий оттенок. Спектр света на отметке 5000–7000К похож на солнечный, что делает такие автолампы наиболее приятными для зрения. Их эффективность в разы выше ранее описанных, а долгий срок работы и надёжность обеспечены конструкцией: отсутствует нить накаливания, которая могла бы сломаться в случае тряски. Они разжигаются быстрее классических и дают далёкий и чистый свет.

В качестве минусов таких приборов отмечена потребность в стороннем оборудовании. Помимо этого, для разжигания требуется до 20000 вольт. Спорным качеством является и уровень света: с одной стороны, он повышает обзор хозяина машины, но с другой — может ослепить встречных водителей.

Ввиду сложной конструкции могут быть произведены только на заводе, что повышает их качество в целом, исключая шанс приобретения кустарных образцов.

Светодиодная оптика

Изначально в качестве автомобильные светодиодные лампы были использованы в верхних стоп-сигналах и задних фарах. Впервые белые светодиоды в освещении использовала фирма Audi в модели A8 W12 в 2004 году. Прошло чуть более десяти лет, но технология LED готова полностью заменить использующиеся на данный момент технологии. Ежегодно мощность светодиодов удваивается, что делает допустимым создание киловаттного устройства всего через 5 лет.

Преимуществами LED-технологии являются:

  • Устойчивость к вибрации и ударам;
  • Долгий срок службы;
  • Малые затраты энергии;
  • Высокий показатель яркости;
  • Экологическая чистота.

Для замены обычных ламп на светодиодные не нужно менять цоколь или покупать стороннее оборудование — достаточно просто узнать тип гнезда и свериться по таблице идентичности осветителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зинг-Электро
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: